18+
20.07.2018 Тексты / Авторская колонка

​Иисус Христос — суперзвезда

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о легендарной рок-опере на сцене Моссовета.

С некоторых пор (не заметил, когда это началось), я дико боюсь предательства. Причем, боюсь, не того, что меня предадут, а того, что предам я. Это стало какой-то навязчивой идеей для меня. Свернуть с полпути, не закончить дело, обещать и не сделать, не дожить, разлюбить — всё это предательство.

С самого начала, когда я стал писать для Rara Avis, подкралась мысль и засела в голове: «Когда-нибудь я обязательно подведу редактора — не сдам текст». И вот случилось.

Уже несколько часов сижу и смотрю в монитор, на пустую страницу. Записываю предложение и разом удаляю, записываю — и удаляю. Потому что, как известно, запись по отношению к идее (если только не запись в Хранимой скрижали) — это клевета, а значит, тоже предательство. Запись существует в одной, линейной, плоскости. Много — в нескольких, последовательных, притворившихся параллельными и одновременными. Так же, кстати, и сам человек — живет, ежеминутно предавая себя и мир вокруг, и называя своё предательство развитием, «отрицанием отрицания».

Идея же существует, если можно так выразиться, в пространстве множественности и безвременья. Сон как туманное отражение того пространства, если хотите.

Однако утешу себя тем, что человек так устроен, что в нём изначально заложено предательство. И единственный путь противостоять — принять его.

Тема предательства возникла неслучайно. Я собирался сегодня поговорить о постановке режиссера Павла Хомского (светлой памяти ему!) в театре Моссовета знаменитой рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Но оказалось, что сказать-то нечего. Не потому, что она скучная, серая, неинтересная. Вовсе нет. Недаром ведь на спектакль, поставленный 28 лет назад, до сих пор набивается полный зал зрителей. Пока сидишь и смотришь, ты доволен, тебе всё нравится. Но как только выходишь из театра, все впечатления улетучиваются, и не хочется думать и помнить об увиденном. Идешь по Тверской с обнуленными эмоциями: «Не жалею о потраченном времени, но ещё раз не пойду».

Я предположил две причины такой реакции. Во-первых, спектакль, как я уже сказал, очень старый — возможно, что он «устал». Хотя, с другой стороны, я несколько раз видел его в 90-е годы, когда он был нов, и не сказал бы, что эмоции мои зашкаливали и тогда. Его почему-то часто ставили на замену отмененного спектакля. Однажды он шёл вместо «Царской охоты» с Маргаритой Тереховой. Обида на всю жизнь, как вы понимаете: собраться на Терехову, а прийти на замену. Несмотря на то что Понтия Пилата тогда ещё играл замечательный актёр старой школы, ныне уже покойный Борис Иванов (сейчас играет актёр Александр Бобровский).

Вторая, более вероятная, причина в том, что сама тема мюзикла настолько личная для каждого человека, что подсознательно он отрицает любую интерпретацию.

Нет необходимости пересказывать библейский сюжет, положенный в основу рок-оперы. Единственное, на что надо указать — смещение акцентов. Нагорная проповедь, изгнание торговцев из храма, чудеса, Тайная вечеря, требование народа: «Распни его!», казнь — всё это, разумеется, имеет место в либретто. Однако главным персонажем показан все-таки Иуда Искариот (актер Александр Емельянов). Если ещё точнее — основной темой становятся отношения между Иудой и Иисусом из Назарета (актер Валерий Анохин) и предательство. А при таком раскладе нужно показать этих персонажей «на равных», как двух друзей. Тем самым осуществить своего рода разбожествление Иисуса и очеловечивание, затем чтобы лучше подчеркнуть идею добра, которую он нёс. «Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает», — говорил в интервью журналу Time автор либретто Тим Райс.

...было ли предательство?

Русский текст выполнен Ярославом Кеслером по мотивам одноименной рок-оперы. В 2000 году в «Студенческой газете» он вспоминал о работе так: «Отличие нашего спектакля в том, что мы не академично воспроизводим написанное Уэббером и Райсом. Здесь есть сцены, которые отсутствуют в авторском оригинале, но зато они евангелические и построенные на лейтмотивах того же Уэббера, например, дуэт Иисуса и Магдалины». (Магдалину играет актриса Анастасия Макеева). Кстати сказать, отношения между Иисусом и Магдалиной тут сильно преувеличены. Они вытянулись в спектакле ни много ни мало в целую любовную линию. Но с другой стороны, если помнить о «разбожествлении» — ничего удивительного: ведь все персонажи в конце концов — «ребята с нашего двора» в косухах и на мотоциклах, а царь Ирод (актер Антон Аносов) — менеджер или продюсер, выясняющий на собеседовании с Иисусом, годен тот к работе или нет. «Он не смог ничего. Гоните в шею его».

Ещё хочу сказать, что в постановке много какой-то необязательности, что ли. Например, в сцене Тайной вечери участников не 12, а 11, включая Юродивого (актёр Юрий Черкасов). Актёр Валерий Анохин, играющий Христа, явно давно вышел из возраста своего героя. Я понимаю, что, может быть, цель — разрушить стереотипы, но не настолько же.

Не могу не привести интересный факт из истории мюзикла. В 1971 году, когда только что состоялась премьера на Бродвее, многие религиозные деятели в Америке бросились ругать идею спектакля. «Христианину должно держаться подальше от их антихристианского произведения». А почти в то же время, спустя год, в Советском Союзе, когда Ярослав Кеслер вместе с группой Вячеслава Малежика «Мозаика» пел на концертах переведенные им арии, его обвинили в религиозной пропаганде, и пришлось прикрыть это занятие до лучших времен. Но лучшие времена всё чаще показывают свою оборотную сторону: на некоторых православных сайтах теперь уже в России иногда появляются недовольные отклики.

Зато у рок-оперы есть одноименный фан-клуб. И говорят, чтобы стать участником, надо какое-то количество раз посмотреть этот спектакль. Мне волей-неволей пришлось увидеть его четыре-пять раз. Но я сомневаюсь, что заработал право стать членом клуба, потому что, пока выискивал информацию о мюзикле, мне попадались люди, пересмотревшие разные постановки более 30-ти раз.

Интересно, а что именно подкупает их в «Иисус Христос — суперзвезде» Мне хочется думать, что концовка спектакля. После всего классического сюжета, с проповедью, предательством и распятием, происходит такая развязка. На сцене стоит Иуда, к нему выходит Иисус. Здороваются, пожимают руки друг другу, как старые дружбаны. Потом появляется Магдалина в красном платье с вырезом и в кожаных сапогах с высоким голенищем, а следом на мотоцикле въезжает Симон Зилот (актер Михаил Филиппов) (почему из всех апостолов выбран именно он — для меня вопрос). Иисус и Магдалина садятся к Симону на мотоцикл — и уезжают. И тут как раз и возникает это странное чувство: было ли предательство?

И кто кого предал, если мы точно уяснили для себя, что уйти — это значит предать?

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​Тюремный тариф

Фазир Муалим

​Живые картины

Фазир Муалим

​Кто стрелял в Елизавету Бам?

Фазир Муалим

​Игра в...