18+
03.12.2015 Тексты / Авторская колонка

​Тюремный тариф

Текст: Фазир Муалим

Фотография из архива автора

Поэт и театральный критик о новой пьесе театра «Модерн».

Когда заканчивается непонравившийся тебе спектакль, хочется запить его, как горькую пилюлю, или заесть, или... что-нибудь такое сделать, чтоб перевести его на физиологический уровень и быстрее вывести из организма.

Но после хорошего спектакля выходишь из театра и идешь, куда глаза глядят: несешь этот шлейф безмолвных впечатлений по эстакадам, проспектам, бульварам, улицам, переулкам, переходам — только б не в метро, не в толпу.

Недавнюю премьеру (от 29-го ноября) «Тюремный тариф премиум класса» я пронес на 5 км — от театра «Модерн» до Цветного бульвара.

Но давайте по порядку. Если заходишь в зрительный зал, а сцена занавешена, то это интрига. Возможно даже, «интрига» — не совсем подходящее слово, хоть оно и родом из театра. Лучше «тайна», и ты впадаешь в состояние сладостного ожидания: а что там, а как? Наверное, так себя чувствуют перед первой брачной ночью или перед закланием.

Случайным знаком из «того» мира лежит перед занавесом нераскрытый зонтик. Любопытный юноша из первого ряда замечает его и говорит: «Кто-то забыл свой зонт?» — «Нет-нет, это реквизит, не трогайте», — отвечает ему дама из того же ряда, похожая на актрису. Но это еще не начало спектакля, нет. Занавес не поднят. На сцену выходит Светлана Врагова, хозяйка театра. Да-да, я не оговорился: не официальное сухое слово «худрук», а именно «хозяйка» — радушная, гостеприимная, заботливая. «Господа, которые стоят у прохода, я вижу вот в шестом ряду два свободных места — пройдите туда. Здравствуйте, Сергей Александрович (это она поздоровалась с Филатовым, сидящим в зрительном зале)». Как это все хорошо, думаю я про себя, закрывая глаза.

Наконец-то перестанут изгаляться над Островским и Гоголем, загоняя классические тексты в новые неестественные формы

«Господа, все расселись, всем удобно? — продолжает Светлана Александровна. — Разрешите вам представить — драматург Владимир Горбань. Наконец-то у нас появилась пьеса, которую можно играть».

Вот эту мысль я и хочу подхватить. Наконец-то перестанут изгаляться над Островским и Гоголем, загоняя классические тексты в новые неестественные формы. А тут — нате вам, живой современный автор, с которым можно консультироваться и вместе вырабатывать сценическую форму. Который на все ваши творческие «я так вижу» имеет право возражать: «А я не хочу, чтоб вы так видели».

Прочитав пьесу, я был уверен, что театр не упустит возможности поиграть в пошлость, которую при желании постановщика можно извлечь из любого текста, а из современного — сам черт велел. Ведь сегодняшний театр очень любит к месту и не к месту ерничать и кривляться, выжимая из зрителя смех. Ан нет, постановка получилась прекрасной — веселой и грустной одновременно.

Клоунада и шутовство на сцене были в самый раз, потому что спектакль-то и поставлен как буффонада. Персонажи обозначены четко и представлены под увеличительным стеклом: генерал, вор, профессор, чиновник — все типажи привычны и в какой-то степени ожидаемы. Лишь образ сержанта в исполнении актера Алексея Баранова вышел из ряда вон, как будто не из нашей жизни — наивный и добрый, смотрящий в мир широко открытыми синими, как море, глазами, этакий Маленький принц, оказавшийся в другой ситуации, зачаток идеального человека.

Каждому герою в постановке приписан свой цвет — всего их четыре: красный (генерал), зеленый (вор), желтый (профессор) и лиловый (сержант). Цвет отрицательного, но тоже веселого и по-своему доброго героя — бургомистра (его играет Алексей Багдасаров) — черно-белый. И между прочим, именно он в конце представления читает знаменитый шекспировский сонет (№ 66), где есть строки:

«И доброта сама идет в тюрьму,
И ложь диктует истины искусству...» (перевод Н.Голь)

Очень ярко играет генерала Владимир Левашев. Хорош и весел Денис Игнатов в роли вора.

Мне кажется, что спектакль можно рекомендовать не только взрослому зрителю, но и детям. Возражения, вроде «дети не поймут», я бы не принял, потому что на самом-то деле и взрослый не сможет сказать, о чем конкретно эта пьеса, но — что важнее — она заставляет человека обращаться к себе и думать.

Сюжет

В связи с кризисом государство в лице бургомистра распускает давно пустующую тюрьму, предварительно назначив сержанта начальником тюрьмы и определив ему небольшое выходное пособие. Но чтобы спасти свою тюрьму, новый начальник решается на «хитрость»: мечтательный и добрый, он дает объявление в газеты о том, что открыты вакансии для тех, кто готов посидеть. Из своих денег, накопленных за долгую службу, сержант назначает жалованье для «клиентов». Желающие переждать тяжелые времена в тюрьме объявляются сразу же: генерал, вор и профессор.

Однако алчный бургомистр, увидев, что тюрьма не распалась, а тюремные жители стали даже счастливее и законопослушнее, чем раньше, хочет отобрать у сержанта его «детище».

Справка RA:

Читать дальше


Другие материалы автора

Фазир Муалим

«Волки и овцы»

Фазир Муалим

​«Доходное место» по-пушкински