18+
05.04.2018 Тексты / Статьи

​Боаз Хусс. Тайна и простота каббалы

Записал и беседовал Фазир Муалим

Фотография: предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

О десяти первичных цифрах, коммунистической каббале и ее отличии от обычной, рассказал профессор религиоведения Боаз Хусс.

«Ах, ma tante, уж в Москве-то не найти! Чего-чего в ней нет! Все, что угодно», — так говорит персонаж одной из пьес Островского.

Персонаж этот — молодая девушка на выданье, требующая для себя у тетушки-попечительницы выгодной партии. Прошло полтора века — времена изменились, но неизменной осталась Москва. В том смысле, что можно в ней отыскать всё, что душе угодно. Но современные девушки всё чаще философы в своих пожеланиях и устремлениях. Впрочем, как и молодые люди и вообще человек в XXI веке: он не беспокоится уже о таких меркантильных понятиях, как достойная партия, выгодная сделка, а с головой уходит в поиски потаенного знания. Что ж, в Москве ещё есть адреса, где можно, если не приобрести его сполна, то забрести на путь философских открытий и мистических откровений, заглянуть за завесу тайн, окунуться в забытые, а то и небывалые атмосферы. Или, как минимум, послушать лекции профессоров и учителей из разных стран и поговорить с заинтересованной публикой на все эти темы.

Одна из таких площадок — мероприятия культурно-просветительского проекта «Эшколот», который при поддержке фонда «Генезис» проводит вечера, посвященные традиционной и современной еврейской культуре.

Но периодически эта команда организует такие встречи, которые могут увлечь не только круг людей, интересующихся или изучающих еврейскую культуру и религию, но и более широкую аудиторию. Так, в конце минувшего месяца в библиотеке имени Добролюбова два вечера подряд, 26 и 27 марта, были посвящены эзотерическому течению в иудаизме — каббале. Профессор религиоведения Университета Бен-Гурион (Израиль) Боаз Хусс прочитал мини-курс, посвященный истории каббалы.

Пусть вас не пугает звание «профессор». Боаз Хусс — вовсе не скучный, монотонный, не видящий никого перед собой лектор, а совсем наоборот — живой, эмоциональный, реагирующий на аудиторию рассказчик. Если бы он не был религиоведом, я бы подумал, что перед нами сам учитель в мистическом смысле.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

Прежде чем приступить к разговору о чем бы то ни было, нужно дать определение предмету разговора. Что такое каббала? «Я не буду давать вам определение, — сразу отрезал профессор, — потому что это нечто такое, что невозможно определить. Каббала все время менялась. Можно говорить о каких-то сквозных линиях, общих принципах и идеях в разные периоды».

Всю лекцию слово в слово, разумеется, я не смогу тут изложить, поэтому давайте я перескажу основные идеи и избранные места, что называется своими словами. И как любому популяризатору и пересказчику, мне придется немного упростить и тем опошлить высокие материи.

Фундаментальное понятие, без которого разговор о Каббале в принципе невозможен — это сфирот, десять первичных цифр или элементов, из которых состоит Божественное тело. Каждой цифре соответствует определенное свойство: понимание, мудрость, милосердие и т.д., которыми Бог воздействует на человека. В этом заключается суть Теософской каббалы. Однако и человек может воздействовать на Бога. Когда человек в своих грехах так усердствует, что тем самым истончает, какой-нибудь атрибут Бога, тогда избранные из людей могут «поработать» (молитвами и добрыми делами) и залатать его. Тогда мы имеем дело с Теургической каббалой. Но если возможно повлиять на божественные основы, то почему бы не испытать своего магического влияния на прочих себе подобных? Так возникает Практическая каббала. Стоит сказать еще об одной идее, неизвестно откуда взявшейся, так как никаких письменных источников ее происхождения не сохранились — перевоплощение и идея Диббука (когда душа умершего вселяется в тело уже живущего). Напоминаю, что это моя интерпретация услышанного и именно поэтому она звучит так просто, как десять современных, ничего не значащих, кроме счета, цифр.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот»

Зародившись в XII веке на юге Франции, скоро она переметнулась в Испанию. Первые каббалисты не были маргиналами. Наоборот, все они были уважаемыми теософами и раввинами. В XIII веке стала известна книга Зоар (или Зогар), в которой представлены центральные идеи теософии и теоретической каббалы. Одно из выдающихся имен этого периода — Авраам Абулафия, обратившийся к практике медитаций.

В дальнейшие годы каббала распространилась по миру. С одной стороны, этому поспособствовал такой печальный факт, как изгнание евреев из Испании, а с другой — книгопечатание. Появляется много новых центров. Один из таких — на севере Израиля в городе Цфат. В XVI веке каббала испытывает второй расцвет, и связан он с именами Моше Кордоверо, усилившего еврейские мотивы в каббале, и Ицхака Лурии, разработавшего систему изучения каббалы, которая получила его имя — лурианская каббала. Ицхак Лурия выдвинул идею сокращения Бога. Это означает, что изначально Бог занимал всё мыслимое и немыслимое пространства, а потом, чтобы создать мир, ему пришлось сократиться, высвободить в себе место. Другая важная и очень интересная идея этого каббалиста — так называемое разбиение сосудов. В начале миров произошла катастрофа — на небе разбились сосуды, и осколки их упали в низшие миры. И вот теперь, самые добросовестные из нас в этом низшем мире должны ходить по свету, собирать эти осколки божественного сосуда и возвращать их источнику.

Тут я пропущу несколько столетий, потому что мне не терпится рассказать еще об одном удивительном человеке, о котором я узнал благодаря профессору Боазу Хуссу. А полную лекцию, если захотите, можете послушать на сайте проекта «Эшколот».

Возникшее в XVIII веке еврейское Просвещение сильно оттеснило каббалу. И в то же время именно в эпоху Просвещения каббала впервые стала предметом научного исследования: чтобы доказать несостоятельность каббалы, просветителям нужно было ее изучать.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот» / Николая Бусыгина


Лишь в начале XX века наметился диалог между этими противоположными учениями, завязалась попытка навести мосты.

Один из значительных представителей новой каббалы — Авраам Ицхак Кук, раввин, носитель идеи национальной каббалы. Но другой — Йегуда Ашлаг — он мне кажется куда более интересным: выдвинул идею коммунистической каббалы. В мире есть два принципа, считал он. Один принцип — воля отдавать. Это чистый альтруизм. Бог в себя вмещает волю к полной отдаче. Но чтобы ему было кому отдавать, нужен тот, кто будет принимать. Поэтому Бог создал человека и наделил его волей принятия. В чистом виде эту волю мы можем наблюдать у младенцев. Но вырастая, человек должен учиться отдавать, чтобы быть ближе к Богу.

— Конечно, всё это красиво в теории, но на практике, к сожалению, трудно реализуемо: если я отдам всё свое имущество, то останусь без средств к существованию, — смеется профессор.

Лекция профессора оказалась настолько увлекательной, а сама тема неожиданно современной, что интерес аудитории к ней не мог быть удовлетворен сполна даже общением после лекции в формате «вопрос — ответ». Поэтому на следующий день до начала второй части я выпросил для себя еще несколько минут общения тет-а-тет.

Фазир Муалим

Поэт, театральный критик

Вы изучаете каббалу как последователь — учение или как историк — науку? И есть ли у Вас особенные симпатии к какому-нибудь направлению в каббале или любимые авторы?


Боаз Хусс

Профессор религиоведения

На самом деле мои научные занятия каббалой эмоционально заряжены и полны симпатиями и эмпатиями разного рода, иногда даже страстного интереса к тем или иным темам. Но все равно она остается научным увлечением.


Фазир Муалим

Поэт, театральный критик

Каббала — книжное знание или достаточно иметь учителя?


Боаз Хусс

Профессор религиоведения

На этот вопрос не получится однозначно ответить, потому что в каббале есть и традиции устной передачи знания, и системы обучения через книги. Но мне как исследователю, конечно, доступнее письменные источники. Однако в то же время любопытно, что очень часто, если вспомнить каких-нибудь самых крупных каббалистов, которые совершали в свое время революции в каббале, то известно, что у них не было каких-то авторитетных учителей; они скорее были самоучками.

Интересно, что можно проследить три источника знания в каббале: традиция, откровение и чтение текстов. И вот, на мой взгляд, это очень важное умение каббалиста — добывать знание путем толкования текстов.

Фазир Муалим

Поэт, театральный критик

Известно, что в мистических учениях разных религий много общего. Бывали ли случаи совместных служений, скажем, суфиев и каббалистов?

Боаз Хусс

Профессор религиоведения

Подобная совместная практика суфиев и каббалистов задокументирована только в XX веке. В Израиле, мне известно, по сей день проводится ежегодный еврейский суфийский фестиваль в Негеве. В Англии существуют группы , которые сочетают в своей практике учение Гурджиева и каббалу. Так что правильнее будет говорить о современных формах неосуфизма и неокаббализма.

Фазир Муалим

Поэт, театральный критик

— Насколько сказалось влияние каббалы на поэзию? Кроме священных текстов, существует ли еще какая-то литература?

Боаз Хусс

Профессор религиоведения

Есть очень много литургических песнопений с каббалистическими мотивами. В качестве примера могу привести «Леха доди», субботний гимн, исполняемый во всех соборах мира в знак приветствия Субботы и в то же время ставший почти народной песней, которую знают все евреи и не только евреи.

Фазир Муалим

Поэт, театральный критик

И последний вопрос, который я хотел бы задать: почему каббала, тайное знание, в современном мире так легко себя «предлагает» всем желающим? Люди стали умнее или учение упростилось?

Боаз Хусс

Профессор религиоведения

В каббале всегда чередовались периоды сокрытия и раскрытия. Вы удивитесь, но книга Зоар, которая сейчас считается кладезем тайн, была написана как раз для того, чтобы раскрыть тайны для тогдашнего последователя учения.

Но если вас интересует именно последние годы, почему каббала сейчас приобрела такую популярность, утратив свой эзотерический характер, то скажу так: это связано прежде всего с особенностями нашего общества. С демократизацией знания, когда оно теряют свою ценность из-за доступности.


Время, отведенное для вопросов, заканчивается, и профессор Боаз Хусс выходит к своей условной, метафизической кафедре и продолжает лекцию:

«Если бы я выступал перед вами в шестидесятые или семидесятые годы XX века, мы бы говорили о каббале лишь в исторической перспективе; как о чем-то интересном, но навсегда утратившем актуальность. Но, как видите, этого не произошло, каббала не исчезла. А наоборот, возродилась, опровергнув все умные ученые прогнозы. И ей будет посвящена вторая часть нашей встречи».

И аудитория выключает телефоны, включает фантазию и погружается в атмосферу.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​Мастер и Маргарита

Фазир Муалим

​«Вишнёвый сад» в Пятигорске

Фазир Муалим

​Персия и Новруз

Фазир Муалим

​Театр эпохи авангарда

Читать по теме

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о предельно искреннем фильме Тома МакКарти «В центре внимания».

26.02.2016 Тексты / Рецензии

​Жертвы, гробы, надгробия

О кладбищенском покое современной культуры и жизненной концепции философа Рене Жирара рассказывает литературный критик Сергей Морозов.

13.07.2016 Тексты / Рецензии

​Кафка. Осужденный и зритель

18 июня в летнем лектории парка Музеон (в рамках образовательной программы проекта «Эшколот») переводчик Татьяна Баскакова рассказала о своем видении двух притч Франца Кафки, «Перед Законом» и «Императорское послание».

27.06.2017 Тексты / Статьи

​Что такое древнееврейская магия?

15 октября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», проходящей при поддержке фонда «Генезис», в библиотеке Достоевского профессор религиоведения Юваль Харари рассказал о заклинаниях, волшебных чашах и магических черепах древних евреев.

25.10.2017 Тексты / Статьи