Дивный нереальный Оазис
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О футуристических фантазиях Стивена Спилберга — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Предыдущая картина Спилберга, драма «Секретное досье» основана на реальных событиях, стало быть, затрагивает тему прошлого. Новый фильм под названием «Первому игроку приготовиться», поставленный по одноименному роману Эрнеста Клайна, напротив, обращается к будущему. И в обоих случаях к автору почти нет претензий. Маститый режиссер лихо серфит по эпохам и лишь заставляет нас время от времени удивляться: «Как у него это, черт возьми, получается?»
Будущее, в которое погружают нас Спилберг и его команда, датировано 2045 годом (если вдуматься, то от него нас отделяет не такой уж большой срок — при нынешнем-то увеличении продолжительности жизни). Мир, претерпевший несколько больших Интернет-восстаний, не угрожающе постапокалиптичен, но все же хаотичен и близок к коллапсу. Однако большинство жителей планеты об этом мало беспокоятся, потому что каждый день надевают специальные очки и с удовольствием уходят от действительности в Оазис (OASIS) — виртуальную вселенную, где каждый может принять какой угодно облик и делать все, что захочется. Примечательно, что хотя и ограничений в действиях в Оазисе нет (по крайней мере, о них не говорится), криминала и даже простого хулиганства здесь не наблюдается. Видимо, потому, что все игроки с азартом участвуют в грандиозном квесте. Каком? Тут черед зрителям и погрузиться, но не в онлайн, а в предысторию.
Фантастический мир Оазиса, его города, природа, страшные чудовища и милые зверушки — творение гениального ученого Джеймса Халлидея (Марк Райлэнс). В 2040 году ученый скончался, и почти сразу же после похорон было обнародовано его прощальное видео. В нем гений сообщил, что незадолго до ухода на небеса спрятал в Oазисе артефакты — три волшебных ключа и не менее чудесное пасхальное яйцо. Тому, кто добудет их, проявив смелость и находчивость, создатель виртуальной вселенной пообещал несколько триллионов долларов и единоличную власть над всем фантастическим пространством.
И, как говорят сегодня в нашем земном мире, понеслось! Все ринулись на поиски сокровищ — тем более что не возбранялось действовать и корпоративно, объединившись в группы.
Главный герой фильма, в реале — 18-летний неуклюжий парнишка Уэйд (Тай Шеридан), а в виртуале — обаятельный и стремительный тинейджер Парсифаль (симпатичный нарисованный персонаж), тоже в общей игре, так называемой Пасхалке. И хотя у него в Оазисе есть друзья и приятели, действовать он предпочитает в одиночку. Если спросить его, зачем ему яйцо, в котором деньги и власть, он и вряд ли ответит сразу. Просто азарт, а еще желание проверить себя и свои обширные знания о жизни Халлидея и масс-культуре 80-х годов прошлого века, на которые пришелся расцвет творческих сил гения. Кстати, если уж быть абсолютно точными, то Джеймс создавал он игру не один — ему долгое время помогал друг и соратник Огден Морроу (Саймон Пэгг). Позже их пути их разошлись, весь Оазис достался Джеймсу, а Морроу стал затворником, никто о нем больше ничего не слышал.
Да, об Уэйде-Парсифале: как это часто бывает, легкое отношение к призам, помноженное на эрудированность сработало, и он стал лидером в гонке за спрятанные сокровища. И с этого же момента в его жизни, а, вернее, в жизнях, многое круто поменялось. Потеря близких людей, пробуждение чувств, обретение могущественных врагов и новых верных друзей постепенно превращают его в настоящего героя. Но больше всего на его становление повлияло понимание того, насколько это ужасно — проводить часы и дни драгоценной жизни, гоняясь за призрачными удовольствиями придуманной и мастерски раскрашенной вселенной. Тут нельзя не увидеть некоего протеста Спилберга против кинотренда XXI века — он бросает вызов модной ныне идее эскапизма.
Увы, монологи и пространные реплики на эту тему звучат несколько напыщенно и потому вряд ли способны найти отклик в душе зрителя. Но вот некоторые эпизоды, в которых люди, воображающие себя отважными рыцарями и прекрасными дамами, на деле — обычные горожане, надевшие виртуальные очки и кривляющиеся в своей убогой квартирке, действительно впечатляют. Поневоле приходит мысль, что большинство нынешних пользователей соцсетей по-настоящему живы лишь в своих аватарах, а их физические тела — не более чем инструмент для поддержания этого виртуального существования.
Под занавес, который начнет медленно опускаться после изматывающих глаз и мозг баталий (Спилберг никогда не прочтет этого, тем не менее: «Маэстро, можно было и покороче!»), мы узнаем, почему Джеймс Халлидей придумал Оазис, о чем он больше всего жалел и куда же все-таки девался Морроу. И это будет еще одним призывом оторваться наконец от мира ярких грез и найти хорошее даже в обыденных вещах.
Кстати, если бы вдруг Халлидей, очутившись сегодня среди нас, объявил конкурс на лучший слоган для фильма о нем самом, то я бы предложила фразу, которую одна мою кузина часто говорила сыну-подростку, прилипшему к монитору: «Сынок, компьютер не рожает». Не исключаю, что я бы выиграла.