Пуаро идет по рельсам
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат детективном блокбастере Кеннета Браны.
Наконец-то прославленный сыщик Эркюль Пуаро на большом экране распутывает убийство в Восточном экспрессе. В очередной раз, ибо существует несколько экранизаций этого романа Агаты Кристи. Сложно представить, как воспримут эту версию зрители, посмотревшие «Убийства», скажем, 1974 или 2001 года, — не исключено, что отрицательно. Однако те, для кого эта встреча с Пуаро — первая, наверняка не разочаруются.
Думаю, не будут спойлерскими слова о том, что в картине показано расследование не одного, а даже двух преступлений. Незадолго до первого Пуаро (Кеннет Брана), находящийся по делам в Иерусалиме, намеревается позавтракать. Несколько минут тщательно рассматривает два обычных куриных яйца: душа прирожденного перфекциониста требует, чтобы оба они были одинакового цвета и размера. Этот анализ в итоге оставляет его голодным: завтрак прерывает запыхавшийся страж порядка. Оказывается, неподалеку от Горы Плача похищены ценные артефакты. Прославленный бельгиец — единственный, кто может помочь.
Конечно же, Пуаро, который с присущей ему здоровой самооценкой называет себя величайшим сыщиком, берется за это дело и распутывает его. И уже никто не сомневается в его величии. Как можно? Этот рослый подтянутый человек с седой шевелюрой (кстати, отступление от канонического образа, предполагающего черные гладкие волосы, небольшой рост, намек на брюшко, не вызывает протеста) и затейливыми усами после пяти минут пребывания на месте преступления знает, кто преступник, где его ловить и в какую расщелину для успешной поимки необходимо воткнуть свою собственную трость.
После этого герой отправляется в Стамбул, вдыхает в любимой пекарне аромат свежих лепешек и, вопреки нашим ожиданиям, не начинает измерять их диаметр, что является упущением в плане логики. Но мы, уже полюбившие Пуаро-Брану, принимаем это как небольшую забывчивость и с нетерпением ждем, когда же будет главное: замкнутое пространство в виде поезда, леденящее душу убийство, расследование и, наконец, разгадка.
«Восточный экспресс», на котором сыщик вынужден, оторвавшись от отдыха, отправиться в Лондон, предстает не просто поездом, а героем фильма, наряду с другими. Большой, дышащий паром, знающий все тайны и при этом хранящий молчание, он везет пассажиров через всю Европу, а нас ведет по лабиринтам истории. В респектабельных купе (отличная работа художников, воссоздавших дорожный интерьер 30-х годов прошлого века) едут колоритные персонажи. Шумная и эпатажная искательница приключений мисс Хаббард (Мишель Пфайффер) без тени смущения рассказывает всем, что ей интересны мужчины. Юрист Гектор МакКуин (Джош Гад), сосед Пуаро по купе, не скрывает, что ему не слишком приятно соседство. («Вы мне тоже не очень нравитесь!» — не остается в долгу прямолинейный детектив). Миссионерка Пилар Эстравадос (Пенелопа Круз) не без пафоса демонстрирует абсолютную набожность. Венгерский граф Андрени (Сергей Полунин), путешествующий с красавицей-супругой Хеленой (Люси Бойнтон), и рад бы скрыть врожденную аристократическую надменность, да не получается. И даже пассажир весьма подозрительного вида по имени мистер Ретчетт (Джонни Депп наконец-то не в образе Джека Воробья!) как на ладони со своими страхами. То есть все открыты, с чего, казалось бы, произойти непоправимому? Не беспокойтесь, королева детективного жанра давно придумала, как разжечь наше любопытство и отвлечь внимание от деталей, которые могут слишком быстро приоткрыть завесу тайны.
Скучать во время просмотра не приходится, однако и всепоглощающего интереса не возникает. Не покидает ощущение, что диалоги сыщика с другими героями могли бы быть более яркими, драматичными и короткими — в пользу действия. С другой стороны, во время этих разговоров камера оператора Хариса Замбарлускоса неспешно демонстрирует красоту горного пейзажа. При этом природа существует как бы отдельно от людей, словно она дистанцируется от тех, кто так или иначе связан со злом.
Что касается актерского состава — согласитесь, названные имена уже гарантия как минимум смотрибельного кинопродукта. А теперь представьте, что тут еще и неподражаемая Джуди Денч в роли русской княгини Драгомировой, Дерек Джекоби, молодые таланты Лесли Одом, Дэйзи Ридли, Том Бейтман.
Особо стоит сказать о Сергее Полунине. Для известнейшего танцовщика с украинскими корнями, в недавнем прошлом — премьера Королевского балета в Лондоне, это кинодебют. Можно назвать его стартом в режиме «лайт», ибо играть Сергею пришлось немного — иногда лицом, иногда телом (драки, в которые включены быстрые пластичные движения, были, скорее всего, прописаны специально для него). Но участие кумира многих девушек-интеллектуалок и вообще поклонников — соберет хорошую кассу. И, кстати, те кадры «Убийства», в которых граф и супруга находятся рядом и демонстрируют идеальную сочетаемость своих умопомрачительных одеяний (аплодисменты художникам по костюмам Александре Бирн и Ребекке Аллевей), можно отнести к самым завораживающим.
Преступление будет раскрыто, зло наказано. Незадолго до титров Пуаро пойдет вдоль рельсов в закат. Он будет не совсем таким, как в начале фильма. Безаппеляционность и прямолинейность уступят место способности к здоровому компромиссу. Хотя его фраза, обращенная к станционному смотрителю: «Простите, вы не могли бы поправить свой галстук?», заставит понять — Эркюль изменился, но не изменил себе.