Ева не для Адама
Текст: Анастасия Рогова
Фотография предоставлена пресс-службой
8 марта Rara Avis запускает новую рубрику «Кинореплика», в которой критик Анастасия Рогова будет кратко рассказывать об интересных лентах и связанных с ними проблемах кинематографа.
Мэтр французского кино Бенуа Жако снял новый фильм «Ева» — о любви.
О чувстве и его последствиях.
Критикам такой безыскусный подход не понравился — «Еву» на Берлинале оценили низко. Несмотря на то, что играют в любовь Изабель Юппер и Гаспар Ульель — два лица нового французского кинематографа, чей талант завораживает.
Молодой писатель Бертран бездарен, но расстаться с мечтами о славе тяжело. Ради перспектив он ухаживает за похотливым престарелым классиком, падким на смазливых юношей. Старик дописал очередную гениальную пьесу и умер. Бертран забрал текст и выдал за свой. История узнаваемая — ничто не меняется в мире литературы из века в век.
Пьеса поставлена, Бертран прославился, но все ждут вторую. И тогда остается только пустая темнота ночи, белая страница в ноутбуке и тяжкое ощущение собственной никчемности.
Наедине с собой находиться невыносимо, с окружающими не лучше, но вот Бретран встречает ее — Еву. Проститутку с идеальным лицом, ледяным взглядом, и в два раза старше.
Сюжет идет вразрез с постулатами современной сценаристики
Бертран забывает о пьесах, вступая в новую увлекательную игру — завоевать женщину. Не просто женщину, а воплощение Безжалостной красавицы
*
— образ из знаменитого стихотворения Джона Китса La Belle Dame Sans Merci, 1820.
. Бертраном овладевает одержимость — такая же необоримая, как желание стать писателем. Но Ева — госпожа столь же недобрая и неприступная, что и литература.
Фильм движется в неспешном ритме, плавно показывая, как Бертран с головой уходит на дно трясины отчаяния. Сюжет идет вразрез с постулатами современной сценаристики, режиссер отказывается от актуальных тем — ни мигрантов, ни социальных проблем, ни межгендерных метаний здесь нет. По нынешним временам — большая редкость.
Только взгляды Бертрана — в которых все отчетливей проступает безумие, и равнодушные — Евы.
И притяжение между мужчиной и женщиной.
Еще Шекспир знал, что интересна лишь любовь несчастная — чем больше преград, тем ярче сопереживают зрители. Перед Бертраном препятствие непреодолимое — нельзя влюбить в себя ту, что уже влюблена.
Или можно?
Ответ уклончив, концовка фильма неопределенна. Как и природа чувства, разрушающего личность, если отдаться ему чрезмерно. Избыточность всегда вредна, а одержимость уничтожающа.
Бенуа Жако напомнил об этом миру в свои 70 с лишним лет, пока молодые авторы пытаются связать мораль и искусство в унылом браке по расчету, он вновь заставил прозвучать с экрана знаменитое «ищите Женщину».