Марс и ничего лишнего
Текст: Анастасия Рогова
Фотографии: с сайта kinopoisk.ru
Новый фильм Ридли Скотта в кинотеатрах.
Картина Ридли Скотта «Марсианин» — драма о покорении космоса, в которой нет ни инопланетных чудовищ, ни внеземных цивилизаций, а есть лишь человек, оставшийся один на один с безграничной пустотой Вселенной.
По сути же, «Марсианин» — классическая робинзонада, снятая в космических декорациях. Человечество, наконец, осуществило свою давнюю мечту — добралось до Красной планеты. Экспедиция «Арес-3» проводит работы на Марсе: одновременно изучает почву, атмосферу и разведывает ландшафт. Но из-за разыгравшейся жестокой песчаной бури командир группы Мелисса принимает решение досрочно свернуть исследования и покинуть планету. В суматохе член команды, биолог Марк Уотни (его сыграл Мэтт Дэймон) теряется в пустыне, связь с ним обрывается. Все думают: он погиб, поэтому корабль улетает без него. Однако Марк не только остается жив, но и намерен во что бы то ни стало дождаться прилета «Ареса-4».
А дальше начинается борьба человека с равнодушными силами чужой природы. И единственным шансом на спасение становятся те самые заложенные в школе и институте знания законов физики, химии и биологии.
Кстати, Скотт собрал на площадке самый звездный актерский состав: Джефф Дэниелс, который блестяще сыграл обремененного ответственностью главу NASA, стоящего перед выбором между моралью и долгом; Шон Бин, Джессика Честейн, Себастьян Стэн, Аксель Хенни и другие. Порой даже становится жаль, что актерам, играющим членов космического экипажа, фактически достались роли статистов, не позволяющие углубить характеры персонажей. Ни один из космонавтов не запоминается — одеяло перетянули на себя Мэтт Дэймон и Джефф Дэниелс.
Герои фильма — новые Колумбы, плывущие в никуда, в надежде подарить человечеству неисследованные земли
В своем новом фильме Скотт напоминает нам, для чего нужны естественные науки, нынче вышедшие из моды. Основной философский посыл: школа должна готовить будущих покорителей других планет, а не менеджеров среднего звена, выстраивающих общество потребления. Ведь набирающая обороты цивилизация еще со времен эпохи Возрождения вела человека только вперед. Исследуя окружающий мир, ученые зачастую приносили в жертву прогрессу собственные жизни. Об этом же говорит и главный герой «Марсианина», когда надиктовывает последнее послание матери: да, он готов погибнуть, но без сожалений. Ведь что может быть прекраснее торжества человеческого разума, приведшего экспедицию на красную поверхность Марса? В бессюжетном фильме Скотта по-новому резко и ярко звучит эта избитая истина. Кроме того, режиссер показывает нам Космос, со всей его красотой и безжалостностью.
Герои фильма — новые Колумбы, плывущие в никуда, в надежде подарить человечеству неисследованные земли. Скотт намеренно отказывается от навороченного сюжета и приключенческой составляющей в современном кинематографическом понимании. «Марсианин» лаконичен — ничего лишнего, кроме тяжелой монотонной работы ради выживания .
Мы давно отвыкли от таких картин. К эпосу о покорении Вселенной нам всегда нужна приправа: погони среди звезд, жуткие монстры или игры с философией и иными измерениями, позволяющими космонавтам преодолевать бесконечные расстояния с помощью фантастических устройств.
Скотт все это отметает, как бы говоря: вы хотите к звездам? Пожалуйста — но это не увеселительная прогулка; никакие инопланетяне не прилетят к вам на опередивших нашу цивилизацию кораблях, чтобы принести все на блюдечке. Придется поработать самим — головой и руками.
Конечно, смотреть всякие развлекаловки вроде «Стражей Галактики» или «Звездных войн» интересно, но сегодняшняя правда о покорении Марса такова: всего необходимо достигать самим, и поможет здесь не магия, а наука. Возможно, «Марсианин» кому-то покажется слегка затянутым, но разве не затянуты рассказы Дефо о том, как Робинзон создавал свое натуральное хозяйство? Однако именно «Робинзоном Крузо» до сих пор зачитываются и те, кто мечтает о далеких звездах.
Но у Скотта есть и еще один обязательный для голливудского продюсерского кино мотив: ценность каждого отдельного гражданина. Казалось бы, что стоит одна человеческая жертва на пути к Марсу? Но вот уже все силы и лучшие умы NASA брошены на спасение американского астронавта-неудачника.
Кстати, в картине мира без политических границ, объединившегося во имя спасения Марка Уотни, фигурируют Китай и Англия. России среди космических держав нет. Из-за политической ситуации? Скорее, из-за того, что российская космонавтика давно проиграла звездную гонку, как в кино, так и в реальности, и попросту не принимается в расчет. Гагарин остался в прошлом, а в будущем на марсианскую землю должна ступить нога астронавта из США, как некогда она ступила на Луну. Наверное, поэтому даже в интернациональном экипаже «Ареса-3», который наперекор инструкциям и прямому приказу главы NASA решает вернуться за оставшимся товарищем, нет русских космонавтов. Тут есть, над чем поразмыслить.
Конечно, герой в итоге станет живым символом эпохи великих свершений, а идея фильма напомнит о том, что в любой ситуации человеческий фактор — один из главных. Так, чувство юмора и умение не опускать руки в самых безысходных обстоятельствах не менее важны, чем знание физики и химии.
«Марисианин» говорит о том, что мы — чужие среди звезд, и тем пронзительней стремление людей в эту страшную пустоту
Впечатляют и съемки — здесь Скотт верен себе: фантастической красоты кадры плывущей в черноте Земли, пустынного Марса и звездных пропастей завораживают. Равно как и имитация съемок в открытом космосе — Скотт дотошен в деталях. Например, когда космонавт Крис Бэк (Себастьян Стэн) стоит в открытом шлюзе корабля под воздействием солнечных лучей, даже надежный скафандр не спасает его от излучения: свет настолько ярок, что Крис щурится, а кожа его покрывается потом.
Натуралистичность, эпичность и обращение к вечным истинам — вот главные достоинства «Марсианина». Может быть, космос от Ридли Скотта покажется однообразным, особенно в сравнении с «Гравитацией» или «Интерстелларом», но и у него есть свое характерное лицо — неописуемо прекрасное и исполненное божественного равнодушия к человеческим насекомым. «Марисианин» говорит о том, что мы — чужие среди звезд, и тем пронзительней стремление людей в эту страшную пустоту.
А учитывая недавнее обнаружение на Марсе соленых рек и сегодняшний набор и подготовку добровольцев для безвозвратного полета на Красную планету, «Марсианин» еще и актуален, как всякая научная фантастика, предсказывающая будущие достижения прогресса.