«Неоновый демон». Ужас красоты
Текст: Анастасия Рогова
Фотография: предоставлена Otkritie Х Strelka Film Festival
Обозреватель Rara Avis Анастасия Рогова рассказывает о новом фильме Николаса Рëфна и открытии кинофестиваля на «Стрелке».
В Москве начался Otkritie Х Strelka Film Festival, фильмом открытия стала драма режиссера Николаса Виндинга Рëфна «Неоновый демон». Лента на этой неделе выходит в российский прокат, и посмотреть картину из программы Каннского кинофестиваля теперь может любой желающий.
Да и на фестивале их было немало: на открытой площадке института «Стрелка» заняли все места. И это несмотря на поздний показ (просмотр стартовал в одиннадцатом часу) в будний день.
Впрочем, идеальнее места для премьеры «Неонового демона» не найти: фоном к вступлению в мир шоу-бизнеса неофитки Джесси шла ночная Москва с ее неоновыми огнями подсветок и реклам, а в модных местах на Берсеневской набережной собрались нескучно провести время словно сошедшие с экрана девушки...
Рëфн — обладатель приза за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля. Его предыдущий фильм «Драйв» был настоящим событием и получил самые благожелательные отзывы критиков.
Вообще, Рëфн с помощью визуальных эффектов умеет создать на экране завораживающую атмосферу — стоит только вспомнить его работу «Валгалла: Сага о викинге», где он всеми возможными способами подчеркивал сюрреалистический подтекст вроде бы реального сюжета. А еще он не делает ставку на диалоги — они у него довольно схематичны, и со зрителем «говорят» свет, взгляды героев и их застывшие на крупных планах лица.
Что же до «Неонового демона», то каждый его кадр буквально сочится броской красотой глянца. Рëфн ломает перспективу, помещая персонажей внутрь фотокадра. Медитативость действия позволяет фиксировать каждое мгновенье, заворожить зрителя без сюжетных поворотов. Движение руки и наклон головы — вот перипетии, которые ведут смотрящего через фильм.
«Неоновый демон» — это «Девчата» наоборот
В «Неоновом демоне» Рëфн окончательно ушел в метафоричность — картина демонстрирует всю жестокость и красоту мира моды. Сюжет выбран самый очевидный: юная девушка без связей и поддержки штурмует лестницу, ведущую в святая святых селибрити, и погибает, спалив свои нежные ангельские крылья в ядовитом свете неона.
Собственно, «Неоновый демон» — это «Девчата» наоборот. Тося Кислицина при неказистой внешности покоряла всех душой, а здесь речь идет о том, что без красоты у женщины нет шансов на успех.
Главная героиня Джесси от природы настолько красива, что при встрече с ней тают сердца прожженных владелиц модельных агентств и авторов коллекций, визажисток и фотографов. Если остальным девушкам надо биться за место перед объективом, то Джесси достаточно просто посмотреть будущим работодателям в глаза. И все — в нее сразу же влюбляются.
Джесси олицетворяет «чистую красоту», почти по Канту. Но если согласно Канту прекрасное является одновременно символом добра и нравственности, то Джесси — бездушная пустая кукла, у которой нет ничего, кроме внешности. Причем если изначально героиня несет в себе зачатки скромности и душевности, то по мере развития событий, уверовав в свою исключительность, превращается в самовлюбленную стерву.
Рëфн пытается донести нехитрую мысль о том, что внешность обманчива и не так уж важна. Эту идею он подает с помощью контрастной модели мира, в котором совершенное женское тело — всего лишь мясо, и кроме него ничто не имеет значения. Но режиссер заигрывается с образностью — конкурентки съедают Джесси в прямом смысле слова, стремясь стать ею буквально. Обилие жестких сцен в конце картины выглядит как фарс, разрушая поэтичную атмосферу и снижая предполагаемый эффект. Лобовой символизм в художественных произведениях все-таки не работает, и говорит об авторском бессилии и неспособности резюмировать свою мысль в финале.
При этом хочется отметить актерскую работу актрисы Эль Фанинг (Джесси), мерцающее обаяние которой заставляет поверить в опасную, как сладкий яд, красоту ее героини. И, разумеется, Киану Ривза, который появляется на экране в эпизодической роли полусумасшедшего владельца дешевой гостиницы, и при этом легко перетягивает одеяло на себя и остается в памяти.
Красота опасна, в первую очередь, для ее обладательниц, намекает Рëфн. Но также она опасна и для режиссеров, которые чрезмерно увлекаясь совершенством визуального ряда, не берут в расчет характеры персонажей и динамичность сюжета.