18+
13.12.2017 Тексты / Рецензии

​День рождения — долгий праздник

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография:

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат детективном фэнтези «Счастливого дня смерти».

Фильм режиссера Кристофера Лэндона — безусловно, дань уважения фильму «День сурка», родоначальнику условного жанра «временная петля». В этой картине, конечно же, изобилующей цитатами и повторами, есть свои находки, придающие неновой идее свежее звучание.

О главной героине фильма, студентке Терезе (Джессика Рот) нельзя сказать «девушка с непростым характером». Заявить так, значит, преуменьшить ее способности. «Стерва!» — вот самое приличное слово для ее краткой характеристики. Тереза или, как называют ее сокурсники, Триш, в злобности и склочности обходит даже приятельницу Даниэлу (Рейчел Мэттьюз), способную испепелить взглядом любого, кто встанет на ее пути. Триш говорит окружающим гадости, крутит роман с женатым преподавателем, попутно отбивает парней у знакомых девчонок. Ее отец (Джейсон Бейл) напрасно ждет ее в кафе: давние детские обиды делают Терезу особенно жестокой к единственному близкому человеку. Да, девушку несколько лет назад потрясла смерть ее мамы. Но оправдывает ли это несимпатичное, мягко говоря, отношение к людям? Вряд ли.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


И, видимо, поэтому в очередной свой день рождения Триш неожиданно для себя просыпается в мужском общежитии, в комнате незнакомого симпатичного парня по имени Картер (Израэль Бруссар). «Ты вряд ли меня помнишь, — смущенно улыбается он. — Ты вчера была в хлам». У девушки и правда похмельная амнезия, она лишь догадывается, что накануне перебрала на очередной гулянке с однокурсниками. Понимая, что незнакомец выручил ее (привел в бессознательном состоянии к себе, уложил на своей кровати, всю ночь охранял ее сон), Тереза тем не менее грубит ему и отправляется к себе, в женское общежитие. «С Днем рождения!» — кричат ей соседки после язвительного «Явилась наконец-то!» и предупреждают: вечером по поводу такого события будет грандиозная тусовка. Увы, долго наслаждаться праздником девушке не придется — ее убьет мужчина в спортивном костюме и зловещей маске на лице. Преступник ударит Тришу ножом в сердце, она с криком упадет... и тут же очнется живой и невредимой в самом начале этого дня, в моменте пробуждения на кровати Картера.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Таким образом, авторы предлагают нам нечто новое. Да, Тереза, как и герои «Дня сурка» Харольда Рэлиса или «Грани будущего» Дага Лаймана должна осознать свои ошибки, почувствовать необходимость перемен и начать меняться. Но, в отличие от них, она обязана еще и понять, кто ее убийца, найти его и выиграть сражение с ним — только тогда ей обеспечено наступление счастливого завтра. А значит, зрителям предстоит насладиться еще и детективной составляющей картины. Первое, второе, пятое, десятое, четырнадцатое воскрешение. Тереза устала праздновать рождение, умирать и возрождаться снова. Но раскисать ей некогда, с каждым новым старым днем она становится слабее...

Фотография с сайта kinopoisk.ru


В итоге все разрешится в лучших традициях жанра, но до этого нам предстоит понервничать, потому что режиссер, повторю, внес новшество, показав «двойную петлю».

Для меня этот фильм особенно интересен тем, что в очередной раз видишь на экране исполнение человеческой мечты об остановившемся мгновении, следом же убеждаешься в нелепости этого желания, потом понимаешь, что жизнь прекрасна, лишь когда в ней есть завтра и что если оно такое как вчера, то нужно менять свое сегодня. Разумеется, «Счастливого дня смерти» проигрывает лучшим образцам жанра, но как некое философское послание молодой аудитории он очень даже хорош.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Сахар» — соль на раны сладкоежек?

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​Пуаро идет по рельсам

Жаннат Идрисова

​Страшная трапеза