Родовое проклятие
Текст: Артем Артемов
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Артем Артемов о русском хорроре Святослава Подгаевского «Невеста».
«Оно только с первого разу немного страшно, а там оно уже не страшно», — слова Хомы Брута оказались пророческими, пусть и были обращены к Панночке, лежащей в черном гробу, а не к воцарившемуся застою в жанре фильмов ужасов, по которым, увы, пора проводить поминальную. Только скримеры, неумелая стилизация под японские ужастики (изрядно обмельчавшие), сплошное клише и приевшиеся сюжетные ходы, и от этого «переизбытка» сам жанр выдыхается.
С одной стороны, новый фильм «Невеста» Святослава Подгаевского — из числа этих предсказуемых лент, бесповоротно проходных, каких в нынешнем конвейерном потоке хоррор-фильмов насчитывается бесчисленное множество. Проштампованность и избитость встречаются в ужастике постоянно, да так неприкрыто, что, кажется, будто смотришь не полноценный фильм, а компиляцию из картин одной тематики, причём далеко не последнего года выпуска. Главная претензия — разбалансированность сюжетного построения, наиболее интересные сцены и относительно нестандартные приемы происходят в первой и последней частях картины, а в середине простирается смысловая пустота.
С другой стороны — умелая операторская работа, чувство стиля, четкое и точное соизмерение финансовых возможностей и попытка абстрагироваться от истории дома с привидениями, нешаблонная героиня (блондинка, а они обычно умирают первыми). Все это делает из отечественной «Невесты» красивый и условно предсказуемый фильм, готовый составить конкуренцию по качеству таким противникам, как свежие «Звонки» (2017) и «Не стучи дважды» (2016).
В основе «Невесты» − заезженный сюжет. Новоявленные молодожены готовы окунуться в мир неизведанного по одному вызову. Умер родственник, приезжай, дорогой брат, в отчий дом. Муж после секундных замешательств берет в поездку молоденькую супругу, чтобы познакомить ее со своей «семейкой Адамсов», у которой скрыт не один скелет в шкафу. Этому предшествует предыстория — наиболее сильная часть фильма. Один убитый горем дворянин решается на рискованный шаг, прибегая к оккультизму и переселению душ, пытается вернуть скоропостижно скончавшуюся жену к новой жизнь в теле крепостной крестьянки. Эксперимент удается, но с побочными эффектами. Его суженная отныне совсем не из мира людей и отнюдь не та, кем он хотел ее видеть. Опыт оборачивается родовым проклятием. И нести тяжкий крест предстоит из поколения в поколение. И только периодическое жертвоприношение может спасти род от полного уничтожения.
А тут как раз подвернулась главная героиня Настя в исполнении еще совсем юной Виктории Агалаковой, на все злоключения отвечающая белоснежной улыбкой. Создатель ленты не угадал с образом протагонистки, классическая пай-девочка, да еще со светлыми волосами могла бы подойти для диснеевской сказки, но не для инфернальной мистики. Однако, вопреки всем предрассудкам, Агалакова, будучи нехарактерной актрисой, справляется с трудной задачей. В картине она предстает в образе схематичного агнца, которому уготованы серьезные испытания. И, когда в развязке намечается сюжетный поворот, она преображается. Запачканные грязью волосы и пронзительный взгляд как бы говорят — могу изобразить больше намеченного.
Ее партнер по съемкам Вячеслав Чепуренко, играющий недалекого мужа Ивана, проваливает свою роль. Вообще, кастинг — основная проблема наших фильмов ужасов. Для кого-то неправильно подобран образ, кто-то не может вжиться в роль, поэтому просто присутствует в кадре. И это разрушает общую атмосферу. То же самое было в «Юленьке» (2008) — Хабенский и все остальные — аналогичная участь постигла и «Мертвых дочерей» (полулюбительский уровень актерского мастерства на фоне здравой идеи, картина 2007 года), которые не заслужили такой уж аннигиляции в прессе.
Зато остальные исполнители не подкачали, Игорь Хрипунов, игравший важную роль в прошлой работе Святослава Подгаевского («Пиковая дама»), а нынче представленный в маленьком эпизоде в лице безумного дворянина, запоминается больше других. Александра Ребенок сыграла сестру Ивана. Эволюция ее героини происходит скачкообразно, без внешних импульсов, оттого персонаж выглядит линейным и примитивным. Другие члены семьи «Дома Ашеров» не выбиваются из общего мрачного настроения ленты, особенно можно отметить Наталью Гришпун, она получилась точной копией циничной и сухой миледи шокирующего фильма 2008 года Паскаля Ложье «Мученицы» (не рекомендуется к просмотру).
Оператор Иван Бурлаков привносит в фильм свое виденье и мастерство. Именно его «особый взгляд» и спасает картину от тривиальности. Изумительный угол зрения, правильная фокусировка — через пару-тройку лет его способности пригодятся за рубежом, и мы о нем еще услышим.
«Невесту» подкашивает вторичность, нерешительность автора в собственных возможностях, неприкрытое копирование Подгаевским наработок прошлого, и одновременно неуверенные попытки вырваться из замкнутого круга нарушают общий ритм повествования, поверхностные диалоги и легко прогнозируемая модель поведения основных героев лишают фильм смысловой нагрузки, а также начисто вымещают ощущение внутреннего напряжения.
Однако отдельные моменты, например, интригующая преамбула и явления демонической бабушки все же заставляют мурашки бежать по коже. Но этого мало, за первый час не происходит ничего выдающегося. Если американские ленты выдыхаются ближе к середине, предоставив все бу-эффекты в начале, то «Невеста» оставляет все напоследок.
И так ясно, что хорроры находятся в пограничном состоянии, пребывая между триумфом или фиаско. Тонкой нити порой не дают порваться колоритные актеры. Продюсеры давно сообразили, что популярный артист может вытащить банальную страшилку при помощи драматического исполнения. Так было с Холли Берри в фильме «Готика» (2003), Наоми Уотс — в переделке «Звонка» (2002), смутьяном Кифером Сазерлендом — в «Зеркалах» (2008) и Итаном Хоуком — в «Синистере» (2012). В ленте Подгаевского мощного исполнителя нет, только начинающие актеры, что, конечно, объясняется скудным бюджетом.
Зарубежная пресса нахваливает откровенно слабые «Уиджи: доска дьявола» (2016) и «Гаснет свет» (2016), хотя если объективно оценивать данные работы, — напугать они способны либо ребенка дошкольного возраста, либо впечатлительных особ. Относительно страшно может быть только в сериальной версии «Изгоняющего Дьявола» (2016), увлекательно — в «Американской истории ужасов» (2011-настоящее время) и интересно — в «Нулевом канале» (2016-настоящее время).
Напрашиваются слова одного из главных бугименов прошлого, Фредди Крюгер, который как-то сказал: «Напрасно вы меня похоронили, я ведь не мертв». Пускай жанр хоррора и увядает, но в нем прослеживаются плодотворные ростки. На фоне дилогии «Заклятия» (2013; 2016) и франшизы «Астрал» (2010-2015) картина «Невеста» Святослава Подгаевского меркнет, а если брать в расчет австралийский «Бабадук» (2014) с кошмаром бытового сумасшествия матери-одиночки и опасности половых сношений без предохранения в фильме «Оно следует за тобой» (2014), — то вообще оказывается на задворках индустрии ужасов. Тем не менее фильм вышел бойким, хоть и для одноразового просмотра. У Подгаевского есть потенциал, если он не будет копировать Гильермо Дель Торо, как он сделал в своем сугубо урбанистическом хорроре «Пиковая дама: Черный обряд» (2015), переосмысливая фильм «Мама» (2013), и не станет воплощать второразрядные идеи восточного декаданса, запутавшись в разных слоях азиатского хоррора, он может дорасти до действительно влиятельной фигуры в жанре страшилок. По крайней мере, у нас.