«Цирк — это не только тройное сальто назад»
Текст: Татьяна Золочевская
Фотография: из архива автора
Об экспериментальной постановке «Реверс» Московского Театра Мюзикла рассказывает обозреватель Rara Avis Татьяна Золочевская.
Вся задача искусства заключается в том, чтобы заставить нас пережить невероятное.
Лев Выготский, «Психология искусства»
«На пределе человеческих возможностей» — слоган спектакля «Реверс» выглядит рекламно и неправдоподобно. Чем можно удивить искушенного столичного зрителя? Что это? Очередная гонка за формой в ущерб содержанию? К чему гибрид театра и цирка? Подобные вопросы скучно крутились в моей голове. Но скепсис пропал в первые минуты представления.
Пластический театр
Зал под завязку. Начало представления в 23:00. Пометка 18+ будит фантазию. Сцена тонет в темноте. Черные стены, белые лестницы — бегут в перекрест. В верху двери. Они подсвечены. Скромная горизонталь батута. Лаконично, стильно. Минимализм и легкость конструкций выглядят незамысловато и хрупко.
Выходят артисты. Одеты буднично — брюки, футболки. Никаких блесток и латекса. Гремит музыка. Взгляд моментально разбегается, звук оглушает. Актеры кидаются врассыпную, колотят кулаками в двери. Удары подчинены ритму: четкому, отрывистому, маршевому. Ярость и мощь действа берут в плен. В зале тихо.
Что происходит? Группа молодых людей ищет выход из замкнутого пространства. Бросается к дверям, чтобы подобрать ключи, но двери заперты. Затворники действуют то поодиночке, то сообща. Ситуации, в которых нужно принимать решения, разные.
Артисты рассказывают о поисках без слов. Летают, прыгают, балансируют, висят на пилоне, делают сальто, падают с высоты — выполняют уникальные трюки в узоре сложной хореографии, передавая таким образом состояние людей в экстремальной ситуации.
«Мы использовали пластический театр и его умение говорить на языке тела, добавили акробатику и театральную драматургию, у нас нет ни одной секунды, которая бы зависала, проваливалась», — комментирует режиссер «Реверса» Андрей Кольцов.
И это, действительно, так. Спектакль захватывает с первого момента и держит в напряжении до конца. Стремительные трюки, поминутно меняющиеся сцены, обнажают характеры персонажей и усиливают драму происходящего. Для зрителя — это двойная нагрузка: непросто уследить за красотой движений, но и уловить, проанализировать то, что за ней кроется.
Четырнадцать человек ищут не столько способ отпереть дверь, сколько себя самих — получая возможность испытать сердце и совесть в разных ситуациях. Бьют слепую девушку? Отбирают ключи? Бросают канат для спасения? Эти и другие сцены показывают, как у каждого героя обстоят дела со взаимовыручкой, дружбой, любовью и предательством. Один или в команде, отвергнут или принят, погружен в себя или открыт для диалога. На сцене «проигрываются» те или иные человеческие качества. «Реверс» — оборотная сторона медали, изнанка личности. В конце концов, тот, кто всегда с тобой — это ты.
«Мне хотелось донести главное: акробатика — может стать повествованием, а не просто исполнением трюков. Эта история о людях, выборе и любви. О нас с вами. Мы хотели, чтобы все сцены зритель интерпретировал по-своему, не плоско, а многозначно».
Мировые имена
Таков новый цирк, работающий на стыке жанров, создавался в коллаборации. Собирал команду Андрей Кольцов, в недавнем прошлом не только солист Цирка «Дю Солей», но и постановщик номеров для многих западных компаний, а также для российского мюзикла «Принцесса цирка».
Теперь он решил поработать с именитыми коллегами из разных стран, с которыми сотрудничал раньше. Это по-настоящему звездный состав: канадский хореограф Дебра Браун, обладательница премии Emmy, создатель пятнадцати спектаклей Цирка «Дю Солей»; художник по свету Иоахим Барт, легенда театральной сцены, директор «Адмиралпаласта» в Берлине, известный по работам с Питером Штайном и, наконец, талантливый русский композитор Миша Мищенко, лауреат кинофестиваля Sundanse, работающий в жанре неоклассики.
«Мы совершенно разные, из непохожих культур, по-своему смотрим на вещи, на проблемы. Но это сработало в плюс. Очень много идей рождалось на почве непонимания. Мне интересно противоположное мнение. С командой было легко работать. Сразу сложилось видение, чего мы хотим».
Артисты или спортсмены?
Для столь необычного действа необычным стал и выбор артистов. Кто способен принять этот вызов? Трюки, танец, актерское мастерство? Режиссеры Андрей Кольцов и Ирина Дрожжина отправились в обычные спортивные залы и ангары на окраинах города. И нашли тех, кто завершил профессиональную карьеру в мире большого спорта, поставив на себе крест и став тренерами обычного фитнеса.
Так на площадке среди актеров оказались известные спортсмены и даже чемпионы Европы. И это тоже ново для цирка.
Не секрет, что сегодня в погоне за коммерческим успехом громкие проекты от искусства часто паразитируют на успехе раскрученных, медийных лиц. Из-за бесконечного мелькания, пусть даже и талантливых людей, интерес к таким постановкам снижается.
Андрей Кольцов пошел по другому пути: выдернув из небытия забытых профессионалов, не только помог психологической и социальной реабилитации этих людей, но открыл новых звезд. Режиссеры приглядывались к каждому не меньше месяца — среди артистов не было ни одного циркача, только гимнасты, акробаты.
«Приходит цирковой артист, который потратил двадцать лет на репетицию своего номера, и мне, как режиссеру, бесполезно говорить: „Я бы хотел, чтобы ты сделал так“. Он неизбежно ответит: „Нет, невозможно!“. И будет прав, он знает пределы своего тела. А для ребят, которых мы отобрали, „невозможно“ — просто звук».
И все-таки, кроме фанатичного трудолюбия, преданности идее, у актеров есть кое-что общее. Они молоды, артистичны и умеют работать в команде. От танцоров-триггеров с мировыми именами пришлось отказаться именно по этой причине, в спектакле другая задача, тут некогда тянуть одеяло на себя.
В «Реверсе» нет ни одного однозначно солирующего артиста, но роль каждого неоценима и видна. Здесь важно подставить плечо, подстраховать. По словам Кольцова, ребята работают на износ, они выходят после спектакля за кулисы и рыдают от изнеможения, так как отдали на сцене все, что у них было.
Режиссер-эквилибрист
Уверена, что при создании спектакля, множестве актеров, мнений, во главе дела должен стоять лидер. Способный не просто вдохновить всех, заставить работать на репетициях, но создать необычную постановку, которая выстоит в зрительской и профессиональной конкуренции.
И как зрителю, оценившему по достоинству готовый спектакль, мне хочется, сказать создателям спектакля «спасибо» за возможность удивиться тому фантастическому, что творилось на сцене. К тому же для Андрея Кольцова этот спектакль — первая крупная режиссерская работа на одной из самых больших площадок страны. Как и первый полноценный опыт работы в России, с российскими актерами. Здесь уместно вспомнить знаменитую формулу Бюффона, французского ученого-энциклопедиста, математика, автора 44-томной «Естественной истории», который однажды сказал: «Стиль — это сам человек».
У Андрея Кольцова, в прошлом профессионального спортсмена ЦСКА, стиль — смелый, новаторский, сложился из всего: из травмы, полученной в подростковом возрасте и закрывший ему путь в большой спорт, из прихода в цирк и решения стать эквилибристом, из потрясающего номера — соло на тростях — семь минут вниз головой, демонстрация чудес баланса (не повторил никто в мире!), из двадцати двухлетнего опыта работы за границей, как солиста Цирка «Дю Солей», из побед на международных цирковых конкурсах, и, наконец, из долгих раздумий о системе циркового искусства в России и желании преуспеть на мировой арене.
Дисциплина и полет фантазии, отточенность движений и взрыв эмоций, уникальная смесь жанров и упор на физическое совершенство тела. Актуальны подход Кольцова к постановке и сам спектакль «Реверс»: по накалу чувств, динамике, скорости восприятия зрителя. Смелое соединение театра и цирка усиливает воздействие — ведь красоту трюков дополняет смысл, психологическая достоверность. Специально написанная для спектакля музыка акцентирует и удачно подает сюжет.
«Вы где-нибудь видели, чтобы в цирке народ аплодировал стоя? Это показатель. В „Реверсе“ мы намеренно ушли от любых вспомогательных средств: мультимедиа, ярких костюмов, проекций, экранов. Хотели показать живое искусство».
Новый цирк
Критики уже назвали «Реверс» революцией в мире циркового искусства. Я надеюсь, этот спектакль станет знаковым не только для русского, но и для зарубежного зрителя. Пусть эта необычная работа совершит прорыв. И отечественный цирк перестанет быть косным, клановым, устаревшим.
«В России нет отношения к цирковому искусству как к чему-то штучному. Потерян контроль качества. В полиции и других институциях делали переаттестацию, пора провести ее и в цирке. Нужно отказаться от безвкусных костюмов, подумать над современным звуковым сопровождением. Циркачам стоит следить за актуальными тенденциями в мире».
Андрей Кольцов рассказал об огромной прибыли «Дю Солей» и несравнимо низких доходах цирка в России, хотя с нашим потенциалом и багажом можно добиться большего. При этом не обязательно превращать все цирковое искусство в экспериментальное. Однако спектакли вроде «Реверса» задают новое направление для развития всего цирка. Отечественному цирку нужно научиться сотрудничать с современными музыкантами, компаниями по свету, использовать возможности мультимедиа. Цирк может и должен стать современным видом искусства.
Сегодня Андрею Кольцову удалось успешно ввести цирковое действо в театральное пространство, создав новый жанр. В этом смысле, сценография — замкнутое пространство с запертыми дверями, — ожившая метафора: не только артисты ищут выход, а новый цирк ищет путь к сердцу зрителя. «Реверс», вырывая из зоны комфорта, поражает тем невероятным, ради чего и существует искусство.
В конце концов, Андрей Кольцов прав: «Цирк — это не только тройное сальто назад, это что-то большее».
Текст Татьяны Золочевской об экспериментальной постановке «Реверс», под названием «Куда уехал цирк», вошел в шорт-лист Международного литературного Волошинского конкурса-2018 в номинации: «В глухонемом веществе заострять запредельную зоркость» — эссе о необычных явлениях современной культуры (номинация интернет-издания Rara Avis).