18+
22.05.2019 Тексты / Рецензии

​Когда стреляют мальчики

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Об ужасах войны в новом фильме Павла Лунгина — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

То, что военная драма «Братство» Павла Лунгина, еще до выхода на широкий экран подверглась критике многих высокопоставленных лиц, возможно, сослужит фильму добрую службу: иногда нет лучшей рекламы, чем яростно-отрицательные отзывы. Зрители, привлеченные кто собственным интересом, кто шумихой в итоге вряд ли уйдут разочарованными. Если даже их не зацепят перипетии военно-детективной истории, то отличная работа актеров наверняка не оставит равнодушными.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Афганистан, весна 1988 года. Советские войска готовятся покинуть страну, которая навсегда болезненно врежется в их память и души. 108-ая мотострелковая дивизия под командованием генерала Васильева (Виталий Кищенко) должна отходить через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов. Операция непростая, над ее успешным проведением работают прибывший из Москвы полковник Первого главного управления КГБ СССР (Кирилл Пирогов), резидент комитета в Афганистане (Федор Лавров), а также офицер афганских спецслужб (Парвиз Пулоди). Дело осложняется тем, что в плен к моджахедам попадает советский военный пилот, сын Васильева (Вячеслав Шихалеев). Поэтому на плечи офицеров разведки ложится еще и бремя переговоров с неприятелем о выкупе летчика и другого военнопленного, прапорщика Абдусаламова (Ян Цапник), и, собственно, самой процедуры обмена людей на деньги.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Сложная игра, в которой завязаны противоположные интересы множества различных людей — штабистов, исламистов, спецназа, разведки, чиновников из афганского правительства, сотрудников советских спецслужб, таджиков и пуштунов — не просто изматывающа, она смертельно опасна. Несколько раз офицеры чудом избегают гибели, продолжая затем решать задачи, распутывать военные хитросплетения. «Нужно договариваться», — устало бросает герой Пирогова представителям союзников, настаивающим на бомбежке моджахедских селений. Его довод: «Там мирные люди». Генерал не отдает приказа о начале военных действий лишь потому, что в каком-то кишлаке держат его сына. Молодой Васильев в ожидании вызволения выполняет по приказу надсмотрщиков домашние работы, а в свободное время делает из деревянного бруска кораблик. Игрушку он позже подарит афганскому мальчику-подростку, который месяц назад нашел его после неудачного катапультирования и чуть не застрелил.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Наряду с этим мы видим, как готовятся к демобилизации обычные солдаты и офицеры. Рядовые в перерыве между боями делают набеги в местные магазинчики: там немало вещиц, привезти которых в Союз — дело чести для любого уважающего себя дембеля. Особое рвение в этом проявляет лихой разведчик Ларьков по кличке Ларек (Александр Кузнецов). Для того, чтобы достать настоящий афганский кинжал, Ларек готов под шквальным огнем подползти к трупу врага и снять с него вожделенный трофей, а потом получить нагоняй от командира разведроты (Олег Васильков).

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Собственно, подобные эпизоды и стали в основном причиной возмущения недовольных, часть которых — ветераны афганской войны. Они заявляли, что режиссер собрал «всю грязь и гадости, которые тогда были». Заметим: обвинения не в клевете и черном вымысле, а в том, что это стало предметом внимания. Однако критики не берут в расчет, что, в противном случае, зритель вряд ли извинил бы авторам ретуширование негативных моментов, которые действительно были, никуда от этого не деться. А потом, есть в фильме и положительные герои, поначалу даже пугающие своей плакатной правильностью, например, лейтенант по прозвищу Грек (Антон Момот).

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Павел Лунгин не отворачивается от ужасов войны, но и не смакует их. Мастерски показывает то, что способна выдержать психика зрителя, а потом, зная, что мы все поймем без кровавых деталей, делает нарратив менее напряженным. И мы улыбаемся, наблюдая, как офицер торгуется на рынке из-за кожаной куртки, а позже и смеемся, глядя на разведчиков, шутливо причитающих над полусгоревшими магазинными манекенами. Позже будет не до веселья, потому что юный афганец поднимет пистолет и выстрелит в безоружного русского солдата, который чуть-чуть не дожил до встречи с родными...

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Война — это кровь, грязь и великая подлость, даже детей она превращает в убийц. Это одна из главных идей фильма, странно, что ее не рассмотрели те, кто его ругают. Справедливости ради: среди посмотревших «Братство» воинов-интернационалистов были и те, кто воспринял картину положительно. Они поняли, что вороватый прапорщик Абдусаламов, которому после махинаций с оружием никто из товарищей и руки не подал, —не часть настоящего военного товарищества. Братство — это союз настоящих солдат, которых было куда больше.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Дворянин в дуэлянтстве

Жаннат Идрисова

​Короче, Сарафанек!

Жаннат Идрисова

​Анна, Мальборо и служанка