Часы едва не погубили мир
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О сказочной версии апокалипсиса в фэнтези Элая Рота — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Поначалу кажется, что вышедшая в прокат картина «Тайна дома с часами» — незамысловатая сказка, способная скрасить серый осенний вечер, только и всего. Однако, вдумавшись, осознаешь: смысл ее несколько глубже, чем представлялось. Это не совсем обычная история про то, как юный «ботаник» преодолел трудности и стал другим. Мальчик здесь не просто проходит путь героя, он спасает мир — почти так же, как взрослые супермены в других фильмах.
Весной 1955 года школьник Льюис (Оуэн Ваккаро) впервые в жизни отправляется один в дальнюю поездку на пассажирском автобусе. Путешествие безрадостное, потому что вызвано печальным событием — родители подростка погибли в автокатастрофе. Мальчик едет в провинциальный уголок штата Миссури, где живет его единственный родственник, брат покойной матери Джонатан (Джек Блэк).
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Дядюшка оказывается весьма приветливым мужчиной лет 40 с отменным аппетитом и занятными предпочтениями в одежде. «Почему вы в халате?» — удивленно спрашивает племянник и слышит в ответ, что это вовсе не халат, а кимоно.
Дом дядюшки не менее впечатляющ: во дворе — тыквы с хэллоуинскими «улыбками», в холле — радостно подпрыгивающее живое кресло, в комнатах — много громко тикающих часов, на лестничных площадках — цветные витражи, человечки на которых оживают при появлении ошеломленного Льюиса.
Пока мальчик вертит головой, изучая селекцию интерьеров Хогвартса и дворца из сказки «Красавица и чудовище», в просторной прихожей появляется соседка дяди Джонатана, подтянутая и подчеркнуто элегантная Флоранс Циммерман (Кейт Бланшетт). И ее сдержанный, чуть загадочный взгляд вкупе с умением молниеносно отвечать на колкости соседа и знанием рецепта самого вкусного печенья окончательно убеждает парнишку в том, что он попал в волшебное место, где царит магия и есть место тайнам.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Нельзя сказать, чтобы загадки были очень уж приятны, они порождают массу сложных вопросов, вроде: «Зачем дядя бродит ночью по дому с топором? Что за шум порой поднимается на чердаке в неурочное время? Почему местные школьники называют дядин дом, такой милый, с приветливым креслом, проклятым?» Дядя по просьбе племянника приоткроет завесу тайны, но всей правды не скажет. Зато научит основам магии, что позволит Льюису не заморачиваться больше с застиланием постели и уборкой в комнате: все это будет производиться само, буквально по щелчку пальцев новоиспеченного юного мага.
Увы, не так хороши дела мальчика в новой школе, где он не принят в мальчишеское сообщество из-за смешных очков, неловкости и наивного взгляда. Одноклассник Тарби (Санни Сулджик), поначалу называвший себя настоящим другом, позже отстранится от новенького, станет высокомерным и холодным. Однако это будет не самой большой проблемой, настоящая беда придет, когда в жизнь Льюиса, дяди Джонатана и Флоранс ворвется настоящее зло в виде монстра — ученого Исаака Изарда (удивительно видеть в этой роли некогда очень красивого мужчину, звезду сериала «Твин Пикс» Кайла Маклахлена). Изард, уцелевший в одном из смертельных боев большой войны (видимо, Второй мировой, учитывая, что действие ленты разворачивается в середине прошлого века), получил силу от встреченного им Дьявола, и теперь эта злая мощь толкает его на уничтожение мира. Устроить апокалипсис злодей решает весьма оригинальным способом, наводящим на мысли о современных террористах со взрывными устройствами.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Нельзя сказать, что фильм безоговорочно цепляет и удивляет сюжетной свежестью: вряд ли это возможно после того, как созданы фантастические киномиры по романам Джоан Роулинг. Но, безусловно, обращаешь внимание на этот неизбитый прием — вплетение в фантастическое полотно серьезной реальной исторической темы — и поневоле задумываешься, что конец света должен был состояться после десяти благословенных лет мира на всей Земле. И тогда подвиги Льюиса и его старших товарищей воспринимаются несколько иначе, чем в других похожих фильмах. Ну, и, конечно, нельзя не оценить элементы политической сатиры, которые здесь тоже есть.
Сложно сказать что-то однозначно положительное или отрицательное об актерской игре, она здесь на хорошем уровне — не более. А дети, несомненно, порадуются живому креслу, которое ни дать ни взять домашний котик — такое же трогательное, резвое и потешное.