18+
05.09.2018 Тексты / Рецензии

​Мама, твой сын — лузер!

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О подростковом бунте в комедии «Клуб «Школа» — обозреватель Жаннат Идрисова.

Сын-подросток пришел к маме и спросил: «Мамочка, можно я побунтую?» И услышал в ответ: «Нужно! Хочешь выпить, покурить, поругаться матом? Давай! Только под моим чутким руководством!» Абсурдная ситуация, правда? Конечно, в комедии Кайла Райдаута она подана не столь анекдотично, но близко к этому. И, глядя на это, почти не удивляешься, а припоминаешь: а ведь так часто бывает и в жизни.

Да-да, в «Клубе «Школа» есть смычка с реалиями. Тридцатилетняя Клэр Хит (Джуди Грир) рано стала мамой: забеременела еще будучи школьницей после выездной олимпиады (что называется, удачно съездила). Отцу ребенка, такому же юному, как она созданию, о результатах их пылкости и неопытности не сообщила. Родила сына, с любовью вырастила его.

И вот мы видим пятнадцатилетнего Лиама Хита (Дэниэл Доэни), с которым, на первый взгляд, все в порядке: он симпатичен, обаятелен, умен. Мечтает выучиться в Кембридже и стать астрономом. «Я буду первым после Стивена Хокинга!» — воодушевленно заявляет он. Мама же уверена, что ее гений и красавец способен переплюнуть всех научных светил, особенно если она будет рядом. А она всегда около сына. Клэр Лиаму лучший друг, верная подруга, самый классный воспитатель и крутой учитель: мальчик с первого класса на домашнем обучении, так что мама — и физик, и биолог, и лингвист, и всякий другой педагог. Она готовит его к экзаменам (для сдачи тестов нужно все-таки один раз посетить школу, такая досада!), подбадривает, устраивает выпускной вечер.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Бал заслуживает описания, ибо проходит так: Лиам в элегантном костюме и инфантильных цветастых носках танцует в центре гостиной с замечательной мамой, в то время как его бабушка и какой-то случайный приятель, воспринимаемые некоей массовкой, скромно поедают в уголке пирожные. Несомненно, если бы объявили конкурс на лучшее изображение в кино метафорического кентавра «Мамасын», то пара Клэр — Лиам претендовала бы на одно из призовых мест.

Сначала это воспринимается как нечто милое и немного смешное, но по мере развития сюжета начинает пугать. Особенно жутковато звучат слова Клэр, обращенные к подруге, тоже матери подростка: «Никто не переспит с нашими детьми, пока с ними спим мы. Рядом».

До крайностей однако не дойдет, авторы умело проведут тему всепоглощающей материнской любви, что называется, по грани. Для героя, которому при дальнейшей воплощении сценария «Мама — это весь мир», грозило бы не состояться как мужчине, найдется выход. Все просто и в то же время сложно: на экзамене ему так понравится обычная школа, что он, возможно, впервые в жизни пойдет на саботаж и сделает так, чтобы хоть несколько дней посидеть за партой, пообщаться с парнями, полюбоваться на нежные девичьи лица.

Понравится ли это Клэр? Думается, вопрос излишний. После серии истерик с криками и рыданиями она пойдет на хитрость, вкрадчиво скажет сыну: «Я понимаю, что у тебя подростковый бунт. Давай переживем его вместе». Воистину, когда не можешь подавить восстание — возглавь его. И тут уж мы вдоволь насладимся сценами, где мама предложит сыну то затянуться косячком, то выпить рюмку рома, то покричать грязные ругательства. «Протестуй, милый, я все контролирую», — это не произносится ею, но транслируется всеми неуклюжими и беспомощными действиями.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


К счастью, Лиам все больше осознает аномальность такого положения, когда один, пусть даже самый близкий человек, пытается заменить все и вся. Он постепенно обозначает границы, давая понять: без разрыва невидимой пуповины ему никогда не добиться успеха, а быть по жизни лузером — разве об этом они мечтали?

Примечательно, что сценарий к фильму написан мужчинами — самим режиссером Кайлом Райдаутом и его творческим партнером Джошем Эпштейном. Для Райдаута, по его словам, работа над картиной — это не только возможность исследовать внутренний мир детей, которые обучаются дома, это еще и шанс проанализировать, каково это — быть современным родителем. «Сейчас наступает новая эра, в которой отцы и матери хотят будто погрузить своих детей в некий непроницаемый пузырь, чтобы им было легче ориентироваться в жизни», — отмечает он некую парадоксальность бытия.

Понятно, что родителям очень непросто. Клэр раздражает, но в какой-то момент к ней проникаешься жалостью: она ведь в свое время отказалась от дружбы и любви, от карьеры, сосредоточилась из лучших побуждений на своем малыше. Поэтому ей трудно отпустить сына в большой мир. Но каково детям? Им еще сложнее, они ведь только осваивают стремительно меняющийся мир, болезненно переживая свои неудачи. Впрочем, вторым (а для кого-то первым) планом «Клуб «Школа» показывает, как все преодолевать. Главный рецепт выдает Лиам: принимай себя со всеми своими плюсами и минусами. Не бойся признавать слабость. И, конечно, иди вперед. Клеймо неудачника само сотрется со лба — даже и не заметишь, как это случится.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Училка»: выстрел вхолостую

Жаннат Идрисова

​«Тарелка» раздора

Жаннат Идрисова

​В чем сила, сестра?

Жаннат Идрисова

​Мрачный женский календарь