Ешь, мечтай, лажай, выживай
Текст: Мария Мельникова
Фотография: by Arian Darvishi on Unsplash
Новые книги о тиктокерах, информационной безопасности и вездесущих гиках собрала обозреватель Rara Avis Мария Мельникова.
Давайте честно — при чтении любой популярной книги об информационных технологиях трудно отделаться от ощущения, что ты изучаешь трактат о млекопитающих, написанный рыбой в позднем триасе. Разумеется, не потому что скоро, как сказал бы Рудольф из известного кинофильма, ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, ни телевидения, одна сплошная Матрица. Млекопитающие и рыбы благополучно сосуществуют на планете и сосуществовать будут еще долго. Просто понять им друг друга сложно.
Мы нажимаем на кнопки наших гаджетов в чрезвычайно интересное время. Жизнедеятельность общества сегодня так же невозможна без компьютеров и интернета, как она невозможна без электричества, но если с электричеством у нас давно установились простые и понятные отношения — вот ноль, вот фаза, не суй пальцы в розетку — то ИТ пока пребывают в сложном положении мистического артефакта, который может оказаться и Прометеевым огнем, и ящиком Пандоры. А узнать наверняка не получится, пока не нажмешь на Enter, «создать аккаунт» или «принять вызов».
В этот обзор вошли две жизнеутверждающих книги о «чудесных технологиях» и две предостерегающих книги об «опасных технологиях». Сценарист и писатель Блейк Дж. Харрис рассказывает драматическую и поучительную историю Oculus — одного из самых знаменитых техностартапов начала XXI века. Журналист Сергей Чудинов знакомит российского читателя с красочным миром китайских соцсетей. Шими Канг, психиатр и специалист по лечению зависимостей у подростков, подробно объясняет родителям, как не допустить превращения ребенка в «смартфонного зомби». А предприниматели и эксперты в области ИТ Игорь Ашманов и Наталья Касперская пробуют создать максимально подробный перечень неприятностей, грозящих рядовому пользователю в цифровую эпоху.
Докроман для гиков
Харрис Б. Дж. Oculus. Как создать лучшую в мире VR компанию и потерять все? / Пер. с англ. О. Липы. — М.: Эксмо, 2022. — 672 с.
У этой увесистой книги есть очаровательное свойство — она является одновременно невыносимо скучной и ужасно интересной. Невыносимо скучной она покажется тем, кому Палмер Лаки — девятнадцатилетний американский паренек без образования, без денег, без четких планов на будущее, но с очень нестандартными мозгами — не планировал продавать штуковину, которую он увлеченно разрабатывал в трейлере, где спал и ковырялся в железе (кухню и уборную Палмер в целях оптимизации рабочего пространства устранил). Но те, кого Палмер хотел порадовать своей безумной задумкой, наверняка с удовольствием одолеют почти 700 страниц бизнес-бесед, технических проблем, подковерных интриг, ботанских шуточек, электронных писем, стенограмм из зала суда и подробностей касательно того, в какой именно заштатной пиццерии или мексиканской забегаловке состоялся тот или иной важный разговор, и кто что съел и выпил. В общем, это документальный производственный роман для гиков — о гиках.
В детстве Палмер Лаки мечтал стать суперзлодеем. Он не собирался захватывать мир — просто у суперзлодеев были «самые крутые фишки». Палмер рос еще в те времена, когда продвинутые технологии считались в массовой культуре классическим орудием негодяев. А в шестнадцать лет увлекся тем, чем, казалось бы, ну совсем не пристало интересоваться мальчишке начала третьего тысячелетия — виртуальной реальностью. Той самой «фишкой», без которой невозможно представить научную фантастику второй половины ХХ века — и которую компьютерщики пытались претворить в жизнь в 90-е, но потерпели позорный провал. «В то время идея разработки VR-шлема в глазах инженера выглядела примерно так же, как идея поиска святого Грааля в глазах археолога. Сколь-нибудь серьезные изыскания в сфере виртуальной реальности считались заведомо пропащим делом. Однако, в отличие от мифического Грааля, виртуальная реальность действительно существовала...» И Палмер Лаки работал над прототипом устройства, позволяющего в нее попасть, дающего возможность геймеру проникнуть внутрь игры. Планы его были, мягко говоря, далеки от суперзлодейского размаха — собрать денег на Kickstarter, позвать друзей, заказать побольше пиццы и вместе смастерить... ну, столько VR-шлемов? сколько понадобится тем чудикам, которым сегодня это интересно. Штук сто, наверное. Но весной 2011 года на почту Палмера пришло письмо от человека, который узнал о его разработках из комментария к статье на случайно обнаруженном сайте — и захотел поглядеть на прототип. Этим человеком был не кто иной, как Джон Кармак, легенда игровой индустрии, один из создателей Doom и Quake.
Дальше все, как говорится, заверте... Поиск денег, поиск сообщников, поиск концепции: кому все-таки нужна виртуальная реальность — вдохновенным гикам или всем? Охранники аэропорта, принимающие VR-шлем за взрывное устройство, ноутбук, ломающийся прямо перед важной презентацией, замечательная ситуация, когда на QuakeCon для одного из головных дисплеев попросту не нашлось гарнитуры, так что сенсационный девайс пришлось привязать к палке и демонстрировать публике нечто «наподобие VR-кебаба». Угол обзора, корректная передача, феерический лайфхак, изобретенный Лаки, когда потребовалось «дешево и сердито» определить идеальные настройки удаления выходного зрачка. Удивительное превращение научной фантастики в программный код, металл и провода, неожиданно болезненное соприкосновение свежевоплощенной идеи с материальным миром, абсурдный политический скандал (казалось бы, где виртуальная реальность, а где Дональд Трамп, но тем не менее...) и поглощение легендарного стартапа чревом Facebook (в России признан экстремистской организацией) — со всеми неутешительными последствиями. История проекта Oculus и его детища, шлема Rift — это одновременно интересный технологический кейс цифровой эпохи и вечная история об опасных приключениях талантливого самоучки-идеалиста во вселенной взрослых. И о неизбежных рисках «сбычи мечт».
Читать материал по теме. Рецензия Жаннат Идрисовой на фильм Стивена Спилберга о vr-технологиях «Дивный нереальный Оазис».
О'кей, Китай...
Чудинов С. Tиктокеры и не только. Как работают китайские социальные сети — М.: ООО «Международная издательская компания «Шанс», 2021. — 203 с.
Если Харрис пишет для тех, кто с компьютерными технологиями на «ты» или даже на «ты, братан», то Сергей Чудинов выступает в роли интернет-экскурсовода для тех, у кого социальные сети вызывают встревоженные вопросы: «Что это, собственно, такое?», «А зачем оно нужно?», «И куда тут нажимать?», «И для чего мне 100 500 лайков?». Таких людей гораздо больше, чем можно подумать, проведя веселый и насыщенный день в пяти разных приложениях. И многим из этих людей соцсети могли бы оказать огромную помощь в рекламе и развитии бизнеса, да и просто в жизни.
А если уж открывать для себя увлекательный мир лайков, шеров и репостов, то почему бы не сделать это неожиданным (и более чем актуальным в нынешней международной обстановке) способом? Почему бы не пойти «китайским путем»? Хотя, если подумать, ничего неожиданного в этом пути нет. TikTok — да-да, тот самый, великий и ужасный, с крошечными видео — это «экспортное» название китайской соцсети Douyin. А помимо Douyin на цифровых просторах Поднебесной есть еще много чего интересного!
«Tиктокеры и не только» — простой, энергичный и деловитый путеводитель по главным китайским социальным сетям, он доступно рассказывает об их аудитории, тематике, сферах деятельности, технических особенностях, месте на рынке, тенденциях и динамике развития. И, разумеется, об их чудесных возможностях, которые, если верить Чудинову, во многом превосходят западных «собратьев». «Тысячелетиями жители Китая интересовались всем вокруг и делились друг с другом. И сегодня общение — важнейшая часть китайского общества. Как нигде в мире, в Китае вас будут с воодушевлением спрашивать, откуда вы, чем занимаетесь и что привело вас сюда. А все потому что китайцы жутко любознательные, особенно когда речь заходит о чужой и непривычной для них жизни иностранца. Постепенно общение перешло в цифровое пространство, создав целый мир социальных медиа для совершенно разных слоев населения. Есть платформы для модной молодежи мегаполисов, для сельских жителей, любителей поиграть и посмотреть мультфильмы, шопоголиков, любознательных почемучек и даже платформа, объединяющая все вышеперечисленное. Мир китайских социальных сетей не ограничивается двумя-тремя ресурсами. Facebook (в России признан экстремистской организацией — прим. ред), Twitter и ВКонтакте — это лишь безобидные овечки по сравнению с социальными цифровыми гигантами Китая. Мы можем относиться к ним снисходительно или с непониманием, но их уж точно нельзя упрекнуть в несерьезности».
Цифровой Китай, о котором повествует Сергей Чудинов, прекрасен почти так же, как волшебные восточные земли из отчетов путешественников прошлых веков. Это удивительный мир, где технический прогресс сливается в гармонии с потрясающим умением китайцев организовывать виртуальный социум. Здесь поражает все. Магия TikTok, способная превратить любого смартфонодержателя в самого-себе-режиссера — и скромное обаяние Kuaishou (Куайшоу) — «народной» соцсети, специально созданной для простых людей, делящихся видеорассказами о своей обычной, неприукрашенной жизни. Размах деловитой Xiaohongshu (Сяохуншу), трансграничной социальной торговой платформы, представляющей собой смесь Instagram (в России признан экстремисткой организацией) и Pinterest, приправленной функциями Taobao — и уникальность Zhihu (Чжиху), форумообразной социальной сети «для почемучек» — «Представьте, если бы Википедия могла взаимодействовать со своими читателями, отвечать на все вопросы и при этом была бы свободной от спама и ложной информации». А еще есть Bilibili — «китайский YouTube для поколения Z», Weibo, фактически взявшая на себя часть функций госструктур — «Представьте, что в одной соцсети вы могли бы найти официальный профиль детского сада, куда ходят ваши дети, ближайшей поликлиники у дома, налоговой службы или автовокзала. Согласитесь, жизнь стала бы удобнее. Так вот, все-все-все учреждения Китая обязаны иметь официальную страницу в Weibo и регулярно ее обновлять» — и наконец, грандиозный WeChat, объединяющий в себе столько функций, что его описание напоминает фантастический роман.
Фантастика, конечно, бывает разная. У человека, настроенного пессимистически, «Тиктокеры и не только» почти неизбежно вызовут легкое — а может быть, и не очень легкое — ощущение, что он попал в восточную версию «Сферы» Дэйва Эггерса. Да, исполненный искренней радости отчет о том, как цифровая стихия захватывает все больше областей нашей жизни, все крепче привязывает нас к себе, может показаться пугающим. Но если подумать, без этой самоотверженной радости, без доверия к новому, яркому, заманчивому, многообещающему — невозможен никакой технический прогресс.
Читать материал по теме. Статья Марии Мельниковой о цифровом мире и социальных страхах «О'кей, мозг... что делать?»
О вкусных и здоровых компьютерах
Канг Ш. Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей / Пер. с англ. О. Антиповой. — М.: Альпина Паблишер, 2022. — 364 с.
Но то, что для взрослого, разумного и ответственного человека — светлое компьютерное будущее, для неопытного подростка может стать смертельно опасной ловушкой. Шими Канг знает об этом не понаслышке — именно таких подростков ей приходится вытягивать из трясины компьютерной зависимости. Канг признается: «...результаты научных исследований о поколении Z (то есть обо всех тех, кто родился в период с 1995 по 2012 год) пугают. Представители этого поколения растут менее уверенными в себе. У них меньше шансов научиться рисковать, водить автомобиль и давать отпор обидчикам. За последнее десятилетие среди этих детей резко вырос уровень депрессии и самоубийств. Эта динамика практически копирует рост популярности смартфонов. Тревога и одиночество достигли критического уровня. Реальность такова, что, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, эпидемией номер один, с которой столкнется это поколение, станет одиночество. Одиночество! А учитывая резкое ухудшение психического здоровья молодежи, Американская академия педиатрии отныне призывает обследовать всех на предмет психического здоровья в возрасте 12 лет. Так что мой диагноз неутешителен: мы воспитываем поколение, которое находится на грани самого серьезного кризиса психического здоровья в истории человечества». Означает ли это, что все пропало? Вовсе нет.
Шими Канг уверена: несмотря на невиданные скорости, с которыми информационные технологии распространяются и влияют на человеческий мозг, в них самих нет ничего сверхъестественного. И бороться с пагубными цифровыми пристрастиями ребенка следует так же, как с неправильным питанием: держать подальше от компьютерных чипсов и газировки — вредного контента и приучать к контенту безопасному и полезному — обучающему, развивающему, способствующему укреплению связей между людьми (да, такой контент в интернете есть, отвлекитесь от проставления лайков котикам, играющим на пианино — и вы его найдете).
Увы, эта книга изрядно расстроит родителей с магическим мышлением, полагающих, что из экрана к их детям тянет щупальца какая-то инфернальная сила и для избавления от напасти необходимы какие-то особенные артефакты или ритуалы. Прилипшему к смартфону подростку не угрожает ничего экстраординарного, кроме жадности и хитрости ИТ-компаний и его собственного мозга, запрограммированного на выработку дофамина, кортизола, эндорфинов, окситоцина и серотонина — вызванный сидением в телефоне переизбыток или недостаток этих жизненно необходимых химических веществ способен сыграть с сознанием очень злую шутку. Что же делать? В сущности, ничего особенного. Необходимо принять ряд сдерживающих «административных мер» — нет, просто отобрать/ отключить/выкинуть в окошко «этот чертов гаджет» не поможет, действовать придется более тонко и комплексно. Но это — не самое главное. Самое главное — научить юного юзера вести здоровый образ компьютерной (и не только) жизни: прислушиваться к своему организму, правильно определять приоритеты, развивать силу воли и эмпатию... советов у Шими Канг много, расписаны они самым подробным образом и выполнять их — еще одна плохая новость для любителей практической магии — придется постоянно и всей семьей. Если кто-то в доме худеет, эклеров в холодильнике быть не должно. В сущности, «Цифровая дисциплина» — это полноценное пособие по эффективному и сознательному родительству. Когда мы говорим об информационных технологиях, мы почти никогда не говорим ТОЛЬКО об информационных технологиях, такая уж это тема.
Ваш враг за ваши деньги
Ашманов И., Касперская Н. Цифровая гигиена: курс выживания. — СПб.: Питер, 2022. — 400 с.: ил.
«Цифровая гигиена» — тоже книга комплексная. Это нечто вроде учебника по цифровому ОБЖ, где вместо пожаров, землетрясений, оползней и боевых отравляющих веществ — компьютерные вирусы, программы-шпионы, «нигерйиские принцы» в электронной почте, тролли-абьюзеры, сетевая зависимость, информационная манипуляция и прочие особенности ИТ-среды, способные причинить неосторожному пользователю широкий спектр бед — от испорченного настроения до потери денег, имущества и здоровья.
Вопросы гигиены и выживания могут быть тесно связаны только в совсем недружественном человеку пространстве. Таким пространством авторы книги и считают всю сферу современных информационных технологий: «Сегодня практически любое электронное устройство (и особенно смартфон) не принадлежит его владельцу в полной мере, несмотря на то что куплено за его кровные деньги. Фактически главное предназначение личного устройства — следить за пользователем и доставлять ему уведомления от сервисов и приложений, управляя вниманием владельца или эксплуатируя вычислительный ресурс без его ведома, в фоновом режиме».
Избавиться от всех электронных устройств и переселиться в тайгу Ашманов и Касперская, к счастью, не предлагают. Зато подробно объясняют, кто, когда и в каких ситуациях может незаконно — или вполне законно, согласно пользовательскому договору, который никто никогда не читает — получить ваши личные данные, проследить за вашими действиями и перемещениями или склонить вас к поступкам, о которых вы впоследствии сильно пожалеете.
Здесь действительно много полезной информации по обеспечению безопасности компьютера и смартфона, подробно рассказывается о том, как возникает и как лечится интернет-аддикция и как манипулируют вами новостные службы, социальные сети, обманчиво невинные «мемасики» в ленте, мошенники и просто злобные малоадекватные люди, не в добрый час забредшие в комментарии к вашему посту. Единственное, что может помешать извлечь пользу из «Цифровой гигиены» — сопровождающий дельные советы отчетливый политический привкус:
«„Смелое“ селфи в автозаке после весёлой субботней тусовки „на протестах“, с улыбкой и пальцами галочкой, может через некоторое время помешать поступить в военный вуз или на работу на оборонное предприятие, в спецслужбы или в лётное училище».
«К реальным катастрофам, терактам, уголовным делам, арестам, смертям известных личностей, проигрышам в спорте всегда присоединяются медийные паразиты. Они это делают опять же ради трафика или для пропаганды своих идей, обычно — для очередной атаки на государство».
«Напряжённая медийная и политическая ситуация в стране, которую планомерно раскачивают оппозиционеры и околополитические движения».
«Учить нас интернационализму и равенству полов — всё равно что вообразить, что россиян надо учить носить обувь или ходить в баню, потому что сами „учителя“ только недавно открыли для себя эти блага цивилизации».
Также в процессе чтения вы узнаете, что думают авторы о Грете Тунберг, гомосексуальности, феминизме, западных ценностях, человеке, чьего имени никогда не произносит глава нашего государства, и связи информационных технологий с одним из персонажей пьесы Гёте «Фауст». Пожалуй, когда мы говорим об ИТ, мы НИКОГДА не говорим только об ИТ.