18+
16.12.2015 Тексты / Рецензии

​Ослепленный безумием: Миронов в роли Калигулы

Текст: Валерия Новокрещенова

Фотография с официального сайта Театра Наций/Марюс Някрошюс

«Калигула» — классика европейской режиссуры Эймунтаса Някрошюса (Театр Наций) — спектакль о трансформации личности и о том, как обезумевший правитель Рима захотел невозможного.

«Калигула» Някрошюса поставлен строго по тексту Камю. Это спектакль-рассуждение о битве безумства и разума. Однако на сцене нет ни империи, утопающей в крови, ни казней, ни пыток — все это вынесено за скобки и упоминается лишь в репликах персонажей. Не будет и лошади в сенате, которую Калигула посадил вместо одного из патрициев. Стонущих от пыток жертв императора и лязганье оружия заменят словесные поединки героев. А вот спор Калигулы и его главного оппонента — бесстрашного литератора Кереи показан на предельном нерве: казалось, эмоции героев уже застыли на напряженных от гнева лицах, как вдруг шквал взаимных обвинений прорывается страстным диалогом. Керея скажет, что Рим в своей истории видел немало жестоких тиранов, но он еще не знал императора, стремящегося истребить в подданных само желание жить.

Происходящее на сцене больше похоже на страшный сон Калигулы, воссозданный режиссером. Ведь абсурдист Камю, живший в двадцатом веке, не писал античной драмы. А создал вневременную пьесу о природе власти. Поэтому обветшалые триумфальные ворота (из серого шифера) на сцене хоть невольно и отсылают к ассоциирующейся с ними эпохе, все же больше похожи на серные врата ада, из темноты которых появляется Калигула. По обе стороны от арки — несколько тронов императора и собачья будка: подданные, как и цезарь, должны знать свое место. Страшен своей атмосферой предгрозья Рим Някрошюса. По периметру сцена обнесена тонкой, еле заметной проволокой. Желающего выйти за ее пределы она беспощадно бьет током. В лунном свете раскинулась выжженная империя. Ведь именно луну, как символ недостижимого, пожелал достать Калигула.

Фотография с официального сайта Театра наций/Марюс Някрошюс

Однажды цезарь осознает: «Люди смертны и несчастны». И с тех пор он решает не жить под властью судьбы, а стремится контролировать все единолично. Но он боится рока, его непредсказуемости и внезапности, поэтому пытается расширить полномочия своей земной власти. И одно из посягательств на власть небесную в спектакле Някрошюса — огромная лестница, которой будет размахивать Геликон, собираясь за луной.

Режиссер ставит множество вопросов, и все ради того, чтобы постичь природу безумства. А также разобраться: Калигула — злодей, погубивший множество жизней из прихоти, или же он — искаженное порождение общества?

Евгений Миронов так играет Калигулу, что становится жутко от одной только мысли о том, что этого героя можно пожалеть. Его тиран слишком человечен для беспощадного цезаря. Да и Миронов в образе безумца-лицедея вызывает очень противоречивые чувства. Маска человека, спорящего с самим собой, органично подходит актеру, чьи роли всегда выстроены на глубоком психологизме. Психологизм, как ребус, который он разгадывает вместе со своим персонажем и зрителем. Но Калигула Миронова смотрит на мир восторженно-одержимым и в тоже время холодным взглядом, и лицо его при этом непроницаемо. Калигула сам для себя загадка, наверное, поэтому верит до конца, что его истинный облик сильно отличается от того, каким его запомнит история. Его блуждание по лабиринтам психики — попытка разрешить конфликт между подсознательным и общепринятой моралью.

Фотография с официального сайта Театра Наций/Марюс Някрошюс

Часто атмосферу страха и напряжения Калигула разряжает молниеносными каскадерскими прыжками, которые очень органично вписываются в партитуру спектакля. Так, режиссер показывает желание императора оторваться от земли, чтобы совершить рывок и подпрыгнуть до луны. Но, как в замедленной съемке, парящего несколько секунд в воздухе Калигулу ловит толпа его подданных. Актер сосредоточенно дотрагивается ладонями до земли, затем подносит указательные пальцы к лицу и касается лба, так цезарь проверяет, насколько природе удалось добиться равновесия по его приказу. Ярчайшая деталь его образа — плащ. Он словно пламя его безумных идей. Элегантно застегнутый только на верхние пуговицы, плащ красиво развевается и напоминает царскую мантию. Но не случайно она не золотого или красного цвета, а ярко-оранжевая. Плащ словно вобрал в себя весь солнечный свет. Уж слишком вычурно и ядовито выглядит в нем император на фоне общей пепельной серости.

Самого приближенного к цезарю человека, бывшего раба Геликона, играет Игорь Гордин. Его герой считает, что выжить и существовать вполне сносно может тот, кто поступает разумно, а не по совести. Геликон — олицетворение прагматичного лицемера. Хромой, с огромной мешковатой сумкой через плечо, одежда его больше походит на лохмотья, с лукавой усмешкой, он давно научился скрывать свои мысли. Бывший раб отлично подыгрывает своему господину. Он даже сам готов отправиться на поиски луны. В доказательство верности идеям Калигулы, Геликон уверенно шествует с железной стремянкой навстречу загадочному светилу.

Фотография с официального сайта Театра Наций/Марюс Някрошюс

Один из самых сложных персонажей Камю — Сципион (в постановке Някрошюса — Евгений Ткачук). Молодого поэта буквально разрывает двойственность чувств к Калигуле. Сципион ненавидит и одновременно обожает жестокого императора. При всем его стремлении к справедливости, желании обличить Калигулу, он узнает в цезаре себя. И цезарь, видя в Сципионе двойника, только ему позволяет сочинять вольнодумные поэмы. Может, поэтому, когда в начале спектакля патриции сгибались под тяжестью огромных кусков шифера, лишь «участь» Сципиона больше походила на развернутый свиток пергамента, где поэт периодически что-то записывал.

Однако перед тем как Калигула уйдет в историю, пройдет три года. А до того его пронзят осколки того самого зеркала, которое у Камю появляется в финале пьесы. Патриции по очереди подходят к Миронову и опускают ему по осколку под белоснежную рубаху. В абсолютной тишине слышен лишь звон — так еле заметно разбивались мечты Калигулы. Смерть его возлюбленной Друзиллы дала трещину, несовместимую с душевными силами цезаря. Разбитое зеркало — это и есть деформированная от горя душа Калигулы.

Но круг безумств замыкается, когда на сцену падает мертвый ворон. В проеме триумфальной арки Калигулу ждут его подданные, каждый из них снова держит по осколку зеркала, на сей раз, пытаясь соединить их воедино. Но это невозможно: Калигула не богочеловек, как возомнил, а простой смертный, и он побежден...

Еще рецензии

Дядюшка Абнер и Ко

Клерикальный детектив — история на любителя. Случайность или Божий промысел — такой же двигатель сюжета, как и логика автора. Да и сыщики (вне зависимости от их конфессиональной принадлежности) любят пофилософствовать. Окружающие в этот момент могут хоть поубивать друг друга, но минутки проповеди им не избежать.

21.08.2015 Тексты / Рецензии

Топ детских книг от Rara Avis

Список детских книг Non/fiction 2015 от Rara Avis для тех, кто любит птиц, шарады, игры и картинки.

27.11.2015 Тексты / Статьи

​Фетиш Коллекционера

Обозреватель Rara Avis Максим Клейменов о таинственном Коллекционере, загадочных артефактах и старом добром колониализме.

14.12.2015 Тексты / Рецензии

​И еще раз «Про любовь»

На экраны вышел фильм режиссера, сценариста и продюсера Анны Меликян — очередная кинематографическая попытка раскрыть тайну самого захватывающего чувства.

15.12.2015 Тексты / Рецензии