18+
17.11.2016 Тексты / Рецензии

​Триллер в картонном лабиринте

Текст: Валерия Новокрещенова

Фотография: предоставлена МХТ им. Чехова

Обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова рассказывает о мистике и неразберихи в спектакле Марата Гацалова.

Все мысли о спектакле Марата Гацалова в МХТ им. Чехова «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» (пьеса Михаила Дурненкова по прозе Петра Луцика и Алексея Саморядова) лучше всего передаст репортаж с места события. Потому что «Сказка...» — постановка очень тактильная, и впечатления от пережитого остаются чуть ли не на коже.

Мы на два часа становимся очевидцами мистического триллера, разворачивающегося на расстоянии вытянутой руки. Главное, чем привлекателен этот спектакль — организация сценического пространства и вовлеченность зрителя. Последний не пассивен, он выходит из зоны комфорта. И успех такого взаимодействия достигается правильной сценографией.

Итак, репортаж. Спектакль начался. Минуты две-три от силы кромешная тьма, но кажется, времени проходит больше. Включается свет: загорается настольная лампа. Мы понимаем, что оказались в комнате, напоминающей кабинет следователя. И действительно перед нами кабинет Олега Григорьевича Махмудова (Алексей Кравченко). Потом в комнату врывается топот и многоголосье, в котором едва можно разобрать слова, шум раций, какие-то бессмысленные, с панической скоростью раздаваемые команды. Все отделение Олега Григорьевича взволновано из-за происшествий в таинственном доме на берегу Яузы, но странные вещи творятся только ночью, днем от них не остается и следа.

Все пространство Малой сцены, включая и зрительный зал, в этом спектакле поделены на четыре комнаты. Зрители — соответственно, на четыре группы, что дает разные точки видения спектакля. Лишь в финале пространство, освобожденное от картонных стен, вспыхнет десятками маленьких лампочек и станет единым. А смотревшие постановку в разных комнатах наконец увидят друг друга.

Фотография предоставлена МХТ им. Чехова
1 2

Из комнаты в комнату на протяжении всей пьесы снуют сотрудники отделения N, из-за закрытых дверей доносятся странные звуки, наводящие на мысль о присутствии неведомой, а может, и нечистой силы, которая и сводит с ума все отделение. Полицейские несколько раз проносят кого-то, завернутого в огромный полиэтиленовый пакет, при этом бесконечно хлопают картонными дверьми. Через стены общаются друг с другом, стреляют, бешено бьют по ним дубинками, оставляя огромные щели, через которые все равно невозможно разглядеть, что происходит в остальных комнатах.

Сотрудники отделения N проводят магические сеансы с зеркалами, надеясь арестовать неведомую силу яузского особняка и его хозяйку, которую они принимают за ведьму. Но все равно не могут ни понять, ни приблизились к разгадке того, в чем же заключается сила вдовы Марины Калашниковой (Наталья Кудряшова). Именно личность Калашниковой и ее пугающее воздействие на окружающих будоражат отделение N, доводя некоторых его сотрудников до истерических припадков.

Лихорадочное веселье и страх смешиваются. Не теряется и держит ситуацию под контролем такой же странный, как и подозреваемая Калашникова, сотрудник «не из этого отделения», трусливый, но уверенно льстящий начальству Яшка Писецкий (Александр Молочников). Яшка ходячий шарж, его кривляния и желание пройтись по головам никого не оставят равнодушным. Свою осведомленность герой Александра Молочникова объясняет тем, что «всегда в щели». И только ради его персонажа, его гомерически смешных выходок, комичного выслуживания перед высшими чинами стоит смотреть этот сказочный и шумный хаос. Молочниковский Яшка, бесспорно, самый харизматичный герой спектакля, оставляющий в тени остальных персонажей. Более того, Молочников-Яшка уверенно переигрывает взрывоопасного Махмудова-Кравченко, даже несмотря на мощное отрицательное обаяние последнего, которое, как известно, сильнее положительного.

Фотография предоставлена МХТ им. Чехова
1 2

Невнятный сюжет «Сказки о том, что мы можем, а чего нет» создатели старались приблизить к документальной драме. Утопленный в суете, гомоне и панике, он порой напоминает, что мы смотрим не пьесу, реалити-шоу. Композиция спектакля несколько затянута, из-за чего становится иногда непонятно на кого же должна обрушиться лавина столь неуемной энергии, которую словно электричество вырабатывают сотрудники отделения Олега Григорьевича, и при этом до самого финала туманом окутана Марина Калашникова.

Однако имитация псевдодрамы происходит без нарочитой театральной экспрессией, что по мере развития действия позволяет нарисовать убедительную карикатуру на всех тех, кто верит в царящую грубую силу и диктат тупого принуждения, как сотрудники отделения N.

Благодаря активной расследовательской деятельности честолюбивого Яшки Писецкого, наконец становится ясно, чем живет Марина Калашникова. Именно ее свободное существование в «Сказке о том, что мы можем, а чего нет» и подается как преступление против прописанного порядка.

Все это наводит на мысль: людям, наделенным творческой силой, то есть по-настоящему свободным, эта сила приносит множество проблем. Всегда найдутся желающие нарушить привычный ход их жизни. Нарушить ради поддержания мнимого порядка или просто как отмщение за то, что большинству эта свобода недоступна.

Другие материалы автора

Валерия Новокрещенова

​«Вишневый сад». Притча Мирзоева

Валерия Новокрещенова

​«Холодный фронт». В плену равнодушия

Валерия Новокрещенова

​«Козни». Последнее лето Пазолини

Валерия Новокрещенова

​Казанова в Театре Луны