18+
17.12.2015 Тексты / Авторская колонка

​Развод по-мужски

Текст: Фазир Муалим

Фотография: из архива автора

Поэт и театральный критик о строевом походе в театр, американском соцреализме и массажном эффекте Нила Саймона («The Odd Couple»).

Воскресным вечером по дороге в театр на Тверском бульваре я встретил роту солдат, шагавшую колонной по двое во главе со старшим лейтенантом. «Во МХАТ — хихикнул мой внутренний голос, — к Дорониной». И снедаемый любопытством, специально замедлил шаг, несмотря на то, что уже почти опаздывал на «свой» спектакль в театр Маяковского. Так и оказалось: поравнявшись со зданием МХАТа, старший лейтенант остановил роту, выровнял ее и скомандовал «шагом марш» к Дорониной. Я думаю, это хорошая практика — водить солдат на спектакли. Две выгоды разом: с одной стороны, это разнообразит скучную монотонную жизнь мирных военных, скрашивает их серые выходные, да и, возможно, для кого-то из них впервые открывает этот волшебный мир театра; а с другой — наполнится зал. Согласитесь, что актеры в переполненном зале играют с большим вдохновением, чем в полупустом. К тому же, на современной сцене служат зрителю, а не богам, как было принято в античном театре.

Зрителю Театра Маяковского в этот вечер предлагали «Развод по-мужски». Зал нельзя сказать, что был битком набит. Если не для целой роты, то для небольшого взвода мест бы хватило.

Постановка Сергея Арцибашева и Сергея Посельского по пьесе американского драматурга Нила Саймона «Странная пара» («The Odd Couple»).

Оскар Медисон разведен и живет один в запущенной восьмикомнатной квартире. Бывшая жена, мать его детей, периодически названивает и грозится подать в суд за неуплату алиментов.

Все время, что шел спектакль, если не в голове, то где-то над головой точно, витала мысль: соцреализм по-американски

Раз в неделю друзья Оскара собираются у него, чтоб поиграть в покер. Но на этот раз не явился Феликс. Выясняется, что от Феликса уходит супруга — в семье он невыносим, к тому же, планирует покончить с собой. Наконец, он объявляется, друзья всячески опекают его, а Оскар даже предлагает ему остаться у него пожить в одной из комнат. Но как только Феликс заселяется, жизнь Оскара кардинально меняется. В квартире теперь идеальная чистота и порядок: Феликс всегда с тряпкой и баллончиком с дезинфицирующим раствором. Едят друзья только дома, а не в ресторанах, как раньше: Феликс все время что-то готовит. Каждый цент, который тратится, записывается в специальный блокнот. Скандалы с нравоучением, если Оскар где-то задерживается после работы. Оскар уже и сам не рад, что согласился впустить друга. Недовольны и остальные друзья, потому что они продолжают раз в неделю приходить к Оскару играть в покер, но уже нет прежней свободы и раскованности, и время, раньше отводимое игре, теперь они тратят на соблюдение приличий и этикета в стенах дома. После очередного «семейного» скандала, Оскар решается выгнать Феликса. Но того «подбирают» две сестры, соседки Оскара, на благосклонность которых Оскар тоже рассчитывал. Однако в неблагодарности обвинить Феликса не удается, потому что выясняется, пока он возился на кухне и считал каждый цент расходов, он сэкономил для Оскара много денег. Мало того, отправил их его жене в качестве алиментов вместе с подарками для детей. В конце концов, семья Оскара воссоединяется, а Феликс остается другом. Вот такой хеппи-энд.

Одни и те же реплики мог сказать и тот, и этот персонаж — и ничего бы не изменилось ни в характеристике героя, ни в развитии сюжета

Все время, что шел спектакль, если не в голове, то где-то над головой точно, витала мысль: соцреализм по-американски. Местами даже было скучно, несмотря на то, что такой озорной сюжет, и актеры вовсю дурачились. Но скорей всего, тут дело в том, что не весь юмор одной культуры адекватно понимаем другой.

Актерская масса, которая вышла на сцену в начале спектакля, так и не преобразилась в индивидуальные характеры к концу. Одни и те же реплики мог сказать и тот, и этот персонаж — и ничего бы не изменилось ни в характеристике героя, ни в развитии сюжета. И появившаяся (без слов) под самый занавес спектакля жена Оскара с двумя детьми — как будто подпись принципа необязательности: можно так, а можно эдак. Единственный герой, у которого есть свои черты, который прорисован оригинальными красками и запоминается в этой массе — Феликс (актер Алексей Дякин).

В общем, если есть у вас лишний вечер, проведите его в театре имени Маяковского на спектакле «Развод по-мужски». Принципиально новыми эмоциями он вас не наполнит, и о знакомом переживании не напомнит, не рассчитывайте. Но ничего и не отнимет. Только прибавит вам легкости. Выйдете из театра расслабленным и влюбленным в жизнь, как будто после бокала шампанского или массажа.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

«Волки и овцы»

Фазир Муалим

​«Доходное место» по-пушкински