18+
30.03.2016 Тексты / Интервью

​Дамьен Кювилье: «Культура принадлежит всем»

Беседовала Алена Бондарева

Фотография: Дмитрий Чижов

Ведущий обозреватель Rara Avis Алена Бондарева побеседовала с комиксистом Дамьеном Кювилье о войне, космосе и воображении.

На прошлом фестивале «КомМиссия» я познакомилась с французским комиксистом Дамьеном Кювилье (Damien Cuvillier). Молодой художник, уже отмеченный множеством наград, тогда прочел небольшую лекцию о разных графических способах передачи одной и той же истории, я заинтересовалась, сделали небольшое интервью.

— Ваш очередной комикс посвящен войне. На сей раз речь идет о янки и конфедератах. Однако новый альбом далеко не первая работа на эту тему. Чем вас так привлекает война?

— На самом деле, я случайно обратился к теме войны. Да и назвать эти журналы военными комиксами довольно сложно. Например, последний, посвященный американскому Северу и Югу, — книга о дружбе. И война тут — просто фон. Такой же, как и шпионская интрига в одной из моих первых работ, которая называлась «Тайная битва за космос» (La Guerre secrète de l'espace) и была основана на противостоянии русских и американцев в борьбе за освоение космического пространства. Но военный контекст для меня привлекателен своей остротой. То есть обычные события в период войны выглядят куда более яркими и драматичными, эмоции тоже зашкаливают. К тому же меня всегда интересовали человеческие отношения в контексте войны, а просто рисовать комиксы про бои и взрывы скучно.

Дамьен Кювилье

(Damien Cuvillier) рисует комиксы с 10 лет. Согласно биографической легенде, свои первые работы он «начиркал» на полях школьной тетради. Впрочем, в школу Дамьен почти не ходил, так как не успевал усваивать необходимую программу. Учился дома. Его первый комикс «В поисках сокровища: история, правдивая от начала до конца» (La Recherche du Trésor: est Une Véritable Histoire avec un commencement et une fin) в 2001 году получил приз конкурса в Ангулеме. Вскоре Дамьен обзавелся еще несколькими премиями и вошел в число известных молодых художников Европы.

Справка RA:

Читать дальше


— Я, к сожалению, не читала ваш комикс «Гагарин» * — один из альбомов серии «Тайная битва за космос». , он посвящен реальному Гагарину или это фантазии на тему первого полета?

— Гагарин на обложке этого журнала нарисован только для того, чтобы привлечь внимание. В комиксе он появляется мельком на одной страничке. А главный герой — другой человек. Просто все события происходят вокруг известной истории, и самого Гагарина почти не видно. Его линия — лишь часть большого повествования. Я не очень люблю рассказывать истории про реально существовавших людей. А тем более придумывать ситуации, в которых они не участвовали. Мне это кажется не очень корректным.


Фотография Дмитрия Чижова

— Вы когда-то дали свои работы для сборника «Художники против СПИДа» (Les artistes s'engagent contre le Sida). Считаете, что социальная вовлеченность художника сегодня обязательна?

— Я думаю, вопрос вовлеченности глубоко индивидуален для каждого. Но художник — это человек, который живет за счет своего искусства. И мне кажется, что заявление о принадлежности к этой профессии — уже своего рода социальный ангажемент и позиция. Ведь с помощью своего искусства ты рассказываешь и показываешь что-то важное людям.

— И все-таки какова ваша социальная позиция?

— Довольно трудно сформулировать. Но своими работами я пытаюсь показать прежде всего то, что культура принадлежит всем. Культура — это способ распространения идей, которые должны быть всем доступны. Возможно, эта позиция несколько редуцированная и не очень активная, но тем не менее я ее придерживаюсь.

— А актуальность для художника важна?

— Мне кажется, любой художник (в значении the artist), не только комиксист, должен вовлекаться в происходящие события и по мере сил откликаться на них. Все что случается вокруг, так или иначе, оказывает влияние на меня и просачивается в мои работы.

— В своей лекции вы говорили о том, что цвет — тоже служит инструментом для передачи истории. А что еще помогает художнику рассказывать?

— Большое преимущество комикса состоит в том, что он доступен всем. Мы можем просто взять мелок и нарисовать что-то на полу, и тот, кому адресован рисунок, без труда поймет его. Но главное — это воображение, которое не должно ничем ограничиваться, иначе ты не сможешь ничего нарисовать.


Фотография Дмитрия Чижова

— А вы всегда работаете со сценаристом?

— Когда-то давно выходили короткие истории, где я выступал и как художник, и как сценарист, сейчас я работаю над большой книгой, к которой сам написал сценарий. Это довольно сложная работа. Требуется куда больше времени и труда для того, чтобы придумать историю, чем просто проиллюстрировать ее.

— Расскажите о том, что вы читаете, кроме исторической литературы, которая требуется вам для работы над комиксами.

— Я очень, очень много читаю комиксов. Конечно, мне нравятся и романы, но комиксы доставляют особое удовольствие.

— Может быть, вы что-то порекомендуете нашим читателям?

— Это очень трудно. Ну, например, «Прибытие» Шона Тана — удивительная вещь, хоть и совершенно без слов.

Другие материалы автора

Алена Бондарева

​Эмиль Браво: «Нет никаких взрослых»

Алена Бондарева

​Кати Рикенбах: «Первое собрание сочинений я выпустила в пять»

Алена Бондарева

​«Роскон», эльфы и гоблины

Алена Бондарева

​Лицензии смыслов