18+
05.05.2016 Тексты / Рецензии

​Обреченные на бег

Текст: Валерия Новокрещенова

Фотография: Александра Торгушникова

«Бег» Юрия Бутусова на сцене театра им. Евгения Вахтангова повествует об исторической катастрофе, выбросившей героев за борт времени.

Человеческую трагедию на фоне лихолетья, описанную Булгаковым в восьми сновидениях, Бутусов превращает в один большой тревожный сон, который видится человеку, охваченному лихорадкой, поэтому образы и действующие лица всплывают как в бреду.

1920 год, герои, зараженные эпидемией Гражданской войны, бросаются врассыпную. Вымысел переплетается с явью. И все, что остается — бессмысленный, но парадоксально необходимый бег, персонажи боятся остановиться, но как бы ни старались, не попадают в ритм времени.

К слову сказать, «Бег» Бутусова был заявлен в основных номинациях главной национальной премии «Золотая маска». Церемония награждения состоялась 16 апреля на сцене музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль претендовал на «маску» как лучшая драматическая постановка большой формы (премию получил «Сон в летнюю ночь» театра-мастерской Петра Фоменко), Сам Юрий Бутусов номинировался за режиссерскую работу («маску» получил Андрей Могучий за спектакль «Пьяные» БТД им. Товстоногова). Также награда незаслуженно обошла и троих исполнителей главных мужских ролей Сергея Епишева (Голубков), Артура Иванова (Чарнота), Виктора Добронравова (Хлудов). Отметили призом только работу художника по костюмам Александра Сиваева.

Пьеса «Бег» Михаила Булгакова

рассказывает об охватившем страну ужасе Гражданской войны в восьми сновидениях. Автор будто надеется, что случившееся — лишь кошмар, и вскоре наступит пробуждение. Но кошмар с каждым днем становится явью. Да и спят в пьесе все: главные «бегущие» — Серафима Корзухина и влюбленный в нее приват-доцент Голубков, белый генерал Роман Хлудов, вместе с остатками белой армии отступающий в Крым, но и желающие поскорее расправиться со старым миром красные.

Героям удается бежать морем в Константинополь, где и развиваются последующие события. Мытарства эмигрантской России Булгаков сравнивает с тараканьими бегами, что одновременно вызывает и жалость, и осуждение. «Бег» — это и бегство, спровоцированное хаосом и безволием, и вынужденное вечное скитание.

Написана была пьеса в 1926-1927 годах, но свет произведение увидело лишь в 1962 году.

Справка RA:

Читать дальше


«Бег» абсолютно укладывается в представления о том, каким может быть спектакль Юрия Бутусова. Классический текст — повод для остроумных и емких визуальных ассоциаций, которые всегда находят отклик и в зрительском воображении. Важна и режиссерская марка — музыкально-поэтические номера героев, которые углубляют подтекст известного произведения. Например, неистовое, азартное пение Чарноты, полные самоиронии и вызывающие жалость куплеты вынужденного петь на улицах Константинополя Голубкова. Но персонажи «Бега» читают и стихи Бродского, Маяковского, Володина и Довлатова. Да и сама булгаковская пьеса идеально подходит бутусовскому стилю. Воплощение снов: трагическое торжество абсурда и театральный бардак сродни атмосфере бутусовских спектаклей. Режиссер часто использует вариативность повествования и свободно путешествующую во времени логику. Бутусовские спектакли напоминают кинопробы: один и тот же актер исполняет в разных мизансценах разных роли. Такой визуальный эффект позволяет сыграть спектакль в кардинально противоположных тональностях. Но «Бег» на удивление более реалистичен, нежели уже ставшая культовой сатириконовская «Чайка» и «Макбет. Кино», идущий на сцене Ленсовета.

Фотографии Александры Торгушниковой / предоставлены пресс-службой театра им. Евгения Вахтангова.
1 3

Булгаковская трагедия распада начинается с оглушающего и буквально сотрясающего зал звука отбойного молотка, который будет слышаться и держать зрителя в напряжении весь первый сон. «... Мне снился монастырь...» — предваряющая его фраза. С событий в монастыре, куда вот-вот ворвутся красные, начинается спектакль. Неистово звенит церковный колокол, предвещающий их приближение. Звук ассоциируется с доносящимися разрывами снарядов на поле боя. С первых минут он заставляет зрителя вслушиваться в тревожное и страшное время.

По сцене, как погорельцы при пожаре, из одного конца в другой бегают герои. Исчезают в пепельных проемах монастырских стен и снова возвращаются, чтобы выкрикнуть что-то на бегу. Сновать туда-сюда персонажи будут на протяжении всего спектакля, создавая у зрителя ощущение перемотки старой кинохроники.

«Бег» — кошмар, от которого очнутся не все герои. Кто-то, как белый генерал Роман Валерьянович Хлудов, в исполнении Виктора Добронравова, отправляется в свой последний забег. Именно его обреченного, белого офицера Юрий Бутусов делает главным героем, а не приват-доцента Сергея Голубкова (Сергей Епишев). Можно сказать, что Хлудову режиссер сочувствует больше, чем остальным персонажам. Белый генерал обречен на гибель в новом времени еще и потому, что его никто не любит. «Ведь на войне без любви нельзя», — герой Виктора Добронравова несколько раз произнесет эту ключевую фразу. Влюбленных персонажей Сергея Епишева и Екатерины Крамзиной бег спасет, как спасет и безнадежного оптимиста Чарноту (Артур Иванов).

Фотографии Александры Торгушниковой / предоставлены пресс-службой театра им. Евгения Вахтангова.
1 3

Центральность трагедии Хлудова объясняется видением Бутусова бега, как бессмысленной необходимости, перед которой оказались беспомощны герои уходящей эпохи. В этом бессилии они будут с задором и отчаяньем читать пронзительное, словно и написанное специально для них, стихотворение Иосифа Бродского «Романс князя Мышкина»: «Приезжать на Родину в карете, / Приезжать на Родину в несчастьи, / Приезжать на Родину для смерти, / Умирать на Родине со страстью». А в это время по сцене будут ползать персонажи в офицерских шинелях с табуретами, привязанными к спинам красными нитями.

А под конец спектакля Хлудов и вовсе перевоплотится в таракана, из тех самых, знаменитых тараканьих забегов, что служили в Константинополе «русской забавой». Так трактуется Бутусовым булгаковская метафора — подобно тараканам бросилась, спасаясь бегством, в эмиграцию белая Россия. Подлинный трагический рассказ о времени, которое одних превратило в насекомых, а другим, вроде Серафимы Владимировны и влюбленного в нее Голубкова, дала шанс выжить. Впрочем, истинным ничтожеством становится подлый товарищ министра Корзухин, герой Валерия Ушакова. «А Роман Валерьянович Хлудов», — эту фразу как приговор трагически торжественно несколько раз произнесет рассказчик, комментирующий происходящее на сцене. И Хлудов-Добронравов выстрадает его за время спектакля, как за целую жизнь. В финале, сильно сгорбившись, он выйдет, чтобы попрощаться с Голубковым, Серафимой и Чарнотой. А вместе с ними проститься и с жизнью, надеясь, что она одарит благосклонностью таких же скитальцев, как он. А в глубине сцены его будет ждать невеста-призрак в воздушном свадебном платье, парившая духом смерти в первых снах спектакля.

Другие материалы автора

Валерия Новокрещенова

Лунный Карлсон

Валерия Новокрещенова

​Стив Джобс. Дирижер будущего

Валерия Новокрещенова

​«Холодный фронт». В плену равнодушия

Валерия Новокрещенова

​«Бунтари». Коллаж