18+
10.03.2021 Тексты / Статьи

​О’кей, мозг... что делать?

Текст: Мария Мельникова

Фотография: John Schnobrich / Unsplash

О цифровом мире, социальных страхах и успешном применении теории игр в повседневной жизни пишет в свежем обзоре научпопа Мария Мельникова.

Действие франшизы «Безумный Макс», спору нет, разворачивается в 2021-м году, но давайте не будем забывать, что Марти Макфлай прибыл в будущее 21 октября 2015-го — и где наши летающие скейтборды и самозашнуровывающиеся кроссовки? Признаем очевидное: какой бы дивный новый посткоронавирусный мир ни ждал нас после окончания пандемии, главные проблемы чуть менее нового, глобального, цифрового и изобильного мира никуда не исчезнут. А мы и с ними не успели разобраться.

В этот обзор вошли три легкие научно-популярные книги, которые позволят немного отвлечься от подсчета антител, анализа графиков заболеваемости и поиска ответа на проклятый вопрос «Как убедить родителей, друзей и коллег по работе, что после вакцинации их геном не покроется чешуей?» Также они помогут разобраться с проблемой, которую можно обозначить: «Как принимать решения в XXI веке и почему у меня это так плохо получается?» Шведский психиатр Андерс Хансен сильно огорчит тех, кто надеялся найти правильную сторону в великой битве бумеров и зумеров. Американский венчурный капиталист Патрик Макгиннис научит отказываться от увлекательных возможностей, не желать для себя самого лучшего, не стремиться к идеалу и вообще сужать горизонты — без паники, это все для вашего блага и даже не потребует переселения в хижину в лесу. А израильский математик и философ Хаим Шапира объяснит, что причиной ваших неприятностей может быть обыкновенное неумение почувствовать себя голосующим пиратом, пьяным гонщиком или на худой конец пингвином.

Обезьяна приходит за своим дофамином

Хансен А. На цифровой игле / Пер. со шведск. И. Петрова. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — 240 с. — (Новая реальность)

Ужасно неприятно чувствовать себя старпером. Особенно если еще и шестидесяти нет, руки-ноги слушаются, память не подводит... но вы даже не в курсе, что сейчас правильно говорить не «старпер», а «бумер». Все эти новые слова, вся эта новая информация, куда ее столько, утонуть же можно, новые гаджеты (или правильно «девайсы»?), этика еще какая-то новая появилась... может, действительно пора завернуться в какую-нибудь интеллигентную бумажную газету и медленно ползти в палеонтологический музей? Дать дорогу молодым, так сказать? В конце концов, новая эпоха — новые люди, верно? Они ведь правда совсем-совсем другие, их этот океан информации не пугает, они в нем как рыбы плавают, благо гаджетами пользоваться научились раньше, чем ходить, они весь мир видят и понимают не так, как мы, у них мышление другое — цифровое... Или клиповое? В общем, землю эту унаследует дивное племя, какого еще не видано было... На самом деле — нет.

Хансен А. На цифровой игле

Не стоит пугаться заголовка, переведенного в лучших традициях Рен-ТВ, по-шведски он звучит просто как «Мозг-экран». Книга Андерса Хансена не о том, что цифровые технологии — зло, а о том, что нет никакого «цифрового человека будущего». Есть лишь растерянный примат, судорожно сжимающий в руках мерцающее экраном приспособление — дверку в мир, к которому он попросту не приспособлен, хотя создавал его сам, для себя и исходя из своих древнейших и важнейших потребностей. Исследования свидетельствуют: перманентное погружение в цифровую среду не дает человеку никаких особых когнитивных способностей, не делает его ни умнее, ни организованнее, ни многозадачнее, хотя, казалось бы, разве не для этого все и затевалось? Да-да, достижения сына маминой подруги, который в прошлом месяце получил дистанционно третье высшее, выучил по скайпу китайский с носителем языка и прочел «Бесконечную шутку» в оригинале, не переставая при этом стримить, майнить и флудить — такой же фейк, как до сих пор собирающий лайки челлендж древнеримского инфлюэнсера Юлия Цезаря. А вот риск обрести в цифровых джунглях вместо сокровищ нарушения сна, серьезные проблемы с концентрацией внимания и памятью, тревожное расстройство, депрессию и элементарно потерять способность радоваться жизни по эту сторону экрана — суровая реальность. И байку про «удивительное поколение альф» тоже забудьте: чем младше исследователь безграничных просторов компьютерной вселенной, тем опасность для его здоровья больше.

Все особенности влияния информационных технологий на разные аспекты работы мозга Хансен иллюстрирует конкретными примерами — не совсем апокалиптическими, но довольно мрачными. Особенно впечатляет описание эксперимента, показавшего, что способность концентрироваться у человека, выполняющего задание, может снизиться просто потому, что на столе лежит телефон. Который даже не звонит. Который даже не принадлежит испытуемому и который нельзя трогать. Штука с экраном превратилась в нашем сознании в удава Каа — посмотришь и пропадешь. И как выяснили исследователи, такой же эффект оказывают на мозг гиперссылки в документе с текстом, который необходимо запомнить — даже если на эти ссылки не нажимать. Значит ли это, что с человечеством происходит что-то неслыханное?

И тут снова следует сказать: «На самом деле нет». Если в половине первого ночи вы внезапно обнаружили, что важная работа так и осталась несделанной, потому что сначала вы разбирали почту, потом на минуточку заглянули в соцсети, потом внезапно прошло два часа, потом вам стали писать в мессенджер все, кто только мог, и у всех все горело, потом вы увидели ссылку на новость, а в новости была еще ссылка, и тут все окончательно вышло из-под контроля, а теперь вы даже не можете вспомнить, что это была за новость и что вы вообще делали весь день, но совершенно понятно, что у всех в интернете жизнь лучше, чем у вас, а вы на селфи выглядите как дохлая лошадь, и это невыносимо.... с точки зрения биологии с вами все в порядке. Ваши далекие предки не выжили бы в саванне, если бы не отвлекались на каждый шорох (а если лев?), не тревожились о том, что подумают другие члены стаи (если прогонят — конец), и не стремились немедленно схватить все, что приказывает схватить гормон дофамин (а если завтра фрукты закончатся?). Цифровые технологии не делают с нашим сознанием ничего такого, чего миллионы лет не делал с нами окружающий мир. Беда в том, что теперь «львы» и «фрукты» обрушиваются на нас в невиданных объемах и с невероятной интенсивностью. Значит, остается делать то же самое, что мы делали миллионы лет — учиться властвовать собою, перестраивать свою жизнь в пользу разумного распределения ресурса (не владей наш вид этим искусством в совершенстве, вы бы сейчас не читали эту статью). Здесь Хансен дает много нехитрых, но эффективных практических советов. А еще полезно помнить, что в XIX веке медики всерьез опасались за здоровье пассажиров поездов, подвергавших себя перемещениям в пространстве с совершенно неестественной для человека скоростью выше 30 километров в час. И ничего, все как-то обошлось.

Драмкружок, кружок по FOMO, а еще кружок по FOBO...

Макгиннис П. FOMO sapiens: Как избавиться от страха упущенных возможностей и начать принимать правильные решения / Пер. с англ. О. Бараш. — М.: Альпина Паблишер, 2021. — 256 с.

Патрик Макгиннис — не врач и не психолог. Его профессия — находить молодые развивающиеся компании, инвестиции в которые способны принести огромную прибыль (дело захватывающее, но рискованное и требующее недюжинного самоконтроля). А еще Макгиннис — первый официально зарегистрированный представитель вида FOMO Sapiens. Точнее, самозарегистрированный. Это он, учась в Гарвардской школе бизнеса, придумал шуточную — как тогда казалось — аббревиатуру, описывающую состояние типичного гарвардского студента, судорожно пытающегося успеть впитать молодым организмом все полезное и интересное, что только может предложить университетская среда. FOMO означает Fear of Missing Out, страх упущенных возможностей. Как уточняет Макгиннис — «сущ. разг. 1. Безотчетный страх (часто усугубляемый соцсетями), вызванный ощущением, что другие испытывают более приятные переживания, чем вы. 2. Общественное давление, обусловленное осознанием того, что вы можете упустить некий положительный или запоминающийся коллективный опыт или оказаться исключенным из группы испытывающих его». Из кампуса аббревиатура разлетелась сначала по американскому бизнес-сообществу, потом по всем США и по всему миру, вошла в словари и стала неотъемлемой частью массовой культуры — и вовсе не потому что мир был так озабочен психологическими проблемами учащихся элитного американского вуза. Слово FOMO родилось в еще аналоговых нулевых, до торжества мобильного интернета и золотого века соцсетей — но уже в обществе победившего изобилия. А потом информационные технологии превратились в то, во что превратились. Сегодня все мы в той или иной степени ошалевший от неимоверного количества многообещающих перспектив гарвардский студент. Только ни престижного диплома, ни волнующих карьерных возможностей большинству из нас не светит, а светят лишь бесконечные метания по социальному пространству, в котором дикое количество людей ежесекундно пишут, говорят и снимают видео о том, что прямо сейчас они занимаются чем-то невероятно замечательным, а вы — нет. И сколько бы замечательных вещей ни сделали вы сами, этого будет мало. Возможности этого мира безграничны. А вы — нет.

Макгиннис П. FOMO sapiens: Как избавиться от страха упущенных возможностей и начать принимать правильные решения

Хорошая новость: если у вас FOMO, вы не позор эволюции. Макгиннис успокаивает: «испытывать FOMO — это не ваш личный выбор. Скорее всего, он навязан вам разномастной компанией, в которую входят Apple, Google, Facebook, Snapchat, все приложения на вашем телефоне, основные потребительские бренды, инфлюэнсеры в социальных сетях, кора головного мозга, ваши предки и Библия. Так что шансов у вас никогда и не было: <...> от FOMO убежать не получится». Плохая новость: отмахиваться от FOMO — крайне опасно, это грозит широким спектром неприятностей, от легкой инстаграм-депрессии до бизнеса, загубленного из-за неправильно выбранной стратегии, и серьезных травм, полученных в толчее на «уникальной распродаже».

Особенно интересно то, что у любимицы публики FOMO есть «забытый родственник» — FOBO, Fear of а Better Option, страх лучшего варианта. Если FOMO понуждает вас заполучить «весь мир и пару новых коньков в придачу», то FOBO заставляет отчаянно искать Самое Лучшее — ведь вы этого достойны, ведь никогда не надо останавливаться на достигнутом, либо все, либо ничего, а вселенной правят перфекционисты, не так ли? «Сохранение ценности альтернативы» — солидно звучит, правда? Вот только именно в погоне за этой ценностью вы потеряете даже то, что у вас было. FOBO тоже «открыл» Макгиннис — и он с откровенной горечью пишет о том, насколько меньше внимания уделяют этому страху и насколько он опаснее своего братишки. FOMO Макгиннис сравнивает с алкоголем — он неопасен в умеренных дозах и даже способен стать полезным стимулятором, а вот FOBO подобен курению, не дающему ничего, кроме зависимости и вреда. И «вишенка на торте» — FOMO и FOBO способны слиться в экстазе и породить чудовище по имени FODO — Fear of Doing Anything, страх сделать что-либо.

Рецепт против ужасных FO есть, хоть и страшноватый на вид: надо просто взять и плюнуть на то, что каждый день требует от вас общество изобилия. Признать, что наши желания — не главное чудо вселенной, их многообразие — не святыня, а осуществление права выбора — не сверхважный мистический ритуал. Макгиннис предлагает подробную схему борьбы с FOMO и FOBO — без сантиментов, по-деловому, путем тщательной сортировки и холодного осмысления. Некоторые советы поражают своей элементарностью (хотя для людей с FOMO и FOBO вполне могут оказаться шокирующим откровением), другие — весьма необычны, но в целом процесс напоминает уборку захламленной квартиры. Да никто не обещал, что будет легко и не придется страдать и восклицать «Но оно еще совсем новое!», «Она же такая крепкая!», «Как это — на помойку, даже на балконе не подержать?!» и «Но их же мне тетя Лена подарила!» Но жить-то где надо.

Жадность губит флибустьера

Шапира Х. Гладиаторы, пираты и игры на доверии: Как нами правят теория игр, стратегия и вероятности / Пер. с англ. В. Измайлова. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021. — 208 с.

Представьте, скажем, такую ситуацию: вы и какой-то человек, которого вы видите впервые в жизни, заходите в таинственную комнату, где вас ждет не менее таинственный незнакомец с кейсом. ≪Здесь, — властно говорит он, — миллион долларов наличными. Кейс может стать вашим через пару мгновений, но при одном условии. Делите деньги как угодно, и, если договоритесь, они ваши. Если нет, они уходят обратно моему шефу. Сейчас я оставлю вас одних. Уделите это время размышлениям. Я вернусь через час≫. Вы радостно предлагаете договориться о само собой разумеющемся 50 на 50, но парень, вместе с котором вы зашли в комнату, заявляет: «Разделить деньги? Ты круглый идиот! Давай разумнее: я беру $900 000, а тебе даю оставшиеся $100 000, и то лишь потому, что я сегодня добрый, уяснил? Вот мое последнее слово. Соглашайся или вали. Скажешь ≪да≫ — ну, круто, получил ни за что сотню кусков. А откажешься — так тоже здорово: оба уйдем ни с чем, и это мне вполне по нраву». Как вы будете противостоять этому моральному уроду? Или, скажем, вы и другой отчаянный парень собрались устроить соревнование: вы помчитесь на машинах друг на встречу другу, и тот, кто первый свернет и избегнет опасности, будет объявлен трусом на веки вечные, а тот, кто не дрогнет, станет местной знаменитостью. Ну, или вы оба не дрогнете и разобьетесь. Что вы предпримете как разумный человек? А что вы будете делать, если ваш соперник явится на состязание пьяным, в темных очках и для пущего веселья вышвырнет свой руль в окно? Или скажем, вы — один из членов команды пиратов и решаете разделить награбленное хитрым голосованием, в процессе которого... Что значит «такой дичи с вами никогда не случалось и совершенно точно не случится»? С вами это, возможно, случалось уже много раз, просто вы не заметили. И пингвином, который стоит на льдине в окружении своих сородичей и понимает, что сейчас либо какой-нибудь сознательный доброволец прыгнет в воду и опытным путем проверит, есть там морской леопард или нет, либо в воду не прыгнет никто и поесть тоже не сможет никто — так вот, этим пингвином, вы, вероятно, тоже были.

Шапира Х. Гладиаторы, пираты и игры на доверии: Как нами правят теория игр, стратегия и вероятности

Нет, это не пособие «Как выжить, если вы попали в сценарий Дэвида Линча», а всего лишь небольшой популярный экскурс по теории игр — увлекательной дисциплине, которая по-научному называется «математической формализацией согласованного принятия решений», в экспериментальном воплощении часто выглядит как гастроли театра абсурда, а в жизни встречается во всех областях, от макроэкономики и большой политики (попробуйте наложить сценарий с пьяным гонщиком на хронику Карибского кризиса) до самых обычных бытовых ситуаций (как ведут себя ваши домашние пингвины, когда пора мыть посуду или выносить мусор?). Одни эксперты уверены, что при помощи теории игр можно объяснить практически любое событие, другие считают ее просто математической забавой. Хаим Шапира полагает, что истина лежит где-то посредине, и предлагает читателю познакомиться с несколькими популярными сценариями. Особых математических навыков для их осмысления не потребуется. На все «что делать?» и «кто виноват?» теория игр ответов, конечно, не даст — жизнь все-таки явление практическое — но она может существенно помочь во многих ситуациях, когда требуется понять, что выгоднее — быть альтруистом или эгоистом, идти ва-банк или осторожничать, проявлять здравый смысл или выкинуть руль в окно. А вспомнить, что не все проблемы в этом мире связаны с эпидемиями, глобализацией, интернетом и обществом потребления, несомненно приятно. Это, собственно, и есть главная причина, по которой «Гладиаторы, пираты и игры на доверии» оказались в нашем обзоре. Так что давайте попробуем правильно разделить пиратское золото.

Другие материалы автора

Мария Мельникова

​Девица Бунина в Китае небывалом

Женя Янкина

​Добрый человек в ошейнике

Мария Мельникова

Птичка, будь здорова!

Женя Янкина

​Жили-были женщины