18+
03.02.2021 Тексты / Рецензии

​Любовь и страсть, вино и вина

Беседовала Жаннат Идрисова

Фотография: предоставлена Zebra Film Company

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о «Кроличьей лапе», романтической мелодраме с французским колоритом.

«Кроличья лапа», новый фильм Наны Джорджадзе не случайно выходит незадолго до Дня всех влюбленных. Он о внезапно, в один миг вспыхнувшем чувстве, о препятствиях на пути к счастью, о страданиях и радостях. То есть практически о каждом из нас в определенный момент жизни.

В Ленинграде перестроечных времен живет себе очаровательная художница Аля Лапушкина (Светлана Щедрина). Коммуналка, крикливые и выпивающие соседи. Зарплата скромная, на нее нужно кормить и себя, и маленького сына. Личное счастье — большой знак вопроса. Друг детства Митя (Евгений Ткачук) порой многозначительно шутит, что придется-таки ему жениться на Лапушкиной, однако для нее он почти брат. Да и редко какая женщина не подтвердит, что у этих замечательных друзей-мужчин отношение к другу противоположного пола порой рациональное. Вот и здесь: поскольку Мите всегда везет в азартных играх, если Аля сидит рядом, она для него в немалой степени талисман, приносящая удачу кроличья лапка. Он так и зовет ее, не скрывая чуть покровительственных ноток в голосе: «Лапа!».

Нет, дружба — это хорошо, ценно, но Аля, вся будто сотканная из радости, искренности, запутавшегося в кудрях солнечного света, мечтает о любви. И она приходит к ней вместе с заблудившимся в их дворе симпатичным французским архитектором по имени Николя (Николя Дювошель).

«Кроличья лапа»


Да, но бывает ли так? Чтобы сразу и пригласить в дом, и открыть многие секреты, и явно выказать интерес чисто женского свойства? Нет, в жизни, конечно, случается всякое, логичнее задаться таким вопросом: хорошо ли это? И нет ли в подобной линии рвения любыми путями выбраться из страны, в которой еще относительно благополучно (хотя в магазинах уже пустовато), но наблюдается крен в жестокую атмосферу 1990-х?

Нам недолго приходится балансировать между симпатией и неприязнью к героине, первое побеждает, ибо становится ясно — Аля не притворяется и не умеет скрывать то, что у нее на душе, да и не стремится к этому. А что же Николя? И у него вспыхивает чувство, хотя он не свободен, а друг Пьер предостерегает его: «Это самый опасный тип женщин. Я прекрасно понимаю, что невозможно устоять. Эмоциональна, лабильна, чувственна. Сколько серьезных людей обожглись на контакте с такими очаровательными...»

Аля, несмотря на свою хрупкость и ранимость, в какой-то степени действительно опасна для мужского сердца. Она вся — чувственность и соблазн, притягивает мужчин и как будто не отталкивает их, разрывая тем самым сердце возлюбленному. До встречи с ней Николя и не знал, что способен на страсть не только любовную, но и темную, агрессивную, почти звериную, вызванную ревностью. Да и героиня не ведала, что сможет испытать огромной силы ярость в минуту, когда ее предадут. Чем все закончится? Мы как будто догадываемся, однако авторы долго не дают нам ответа, то обнадеживая, то разочаровывая.

«Кроличья лапа»


Тут и вина без вины, и горечь потери, но, когда печально и безмерно жаль всех, на помощь зрителю приходит атмосферность, красота. Например, слова французского винодела (Пьер Ришар) о том, что цвет вина — это одежда напитка, а очарование букета составляют цветочные ноты, дополненные запахами мха, грибов, звучат мелодией старинной песни. Замечу, что эстетической состоятельностью «Кроличья лапа» во многом обязана оператору Михаилу Квирикадзе, получившему за нее приз на XVIII Российском фестивале кино и театра «Амурская осень» в Благовещенске.

Очень порадовал и актерский состав (в эпизодах — Евгения Добровольская, Александр Половцев, Олег Гаркуша). Светлана Щедрина замечательно сыграла роль женщины, прекрасной даже в своих промахах, пусть и порой раздражающей, но незабываемой. Незадолго до премьерного показа «Кроличьей лапы» в Москве я побеседовала с актрисой о фильме и героине.

— Светлана, я уже посмотрела картину, и у меня впечатление, что она противоречит нынешним феминным трендам: ваша героиня хрупка, беззащитна. Одним словом, слабая. Что вы об этом думаете?

— Вы знаете, я не считаю, что она — слабая, я не воспринимала ее рефлексию, излишнюю эмоциональность как слабость. На мой взгляд, она осмеливается предъявить миру и окружению свои чувства, хотя гораздо проще закрыться в раковину и быть очень сдержанной. Искренность, открытость — в этом ее своеобразная сила. Она потом становится другой, пройдя через испытания своей жизни очень достойно.

— Вы всегда ее понимали?

— Не всегда. Есть поступки, на которые я при чтении сценария реагировала: «Я не могу этого понять». Я знаю, что такое случается, но, наверное, в этом мы с ней не похожи.

— Мне показалось, что она сама делает шаги к тому, чтобы стать жертвой...

— Да, иногда она не жалеет ни себя, ни окружающих. Не всегда правильно поступает, допускает ошибки... потом за них расплачивается. Но она такая. И это прекрасно, когда люди ошибаются. В этом и есть жизнь. Мне она бесконечно симпатична.

«Кроличья лапа»


У нее интересный стиль, особенно прическа в самом начале фильма...

— Я очень сопротивлялась первой прическе, а теперь смотрю и думаю: как здорово режиссер Нана Джорджадзе придумала! Возникали некоторые противоречия, я была против, но Нана настояла, чему я рада в итоге. Я поняла, потому что все сошлось: и костюм, и эти шортики, майка, сапоги. Мне очень нравится этот образ, он очень работает на героиню. В его создании участвовала Велга Виксниньш, талантливый художник с замечательным вкусом.

— Актерский состав — разновозрастный, разноплановый, очень интересный. Как вам работалось с коллегами?

— Все действительно очень разные, и я ни с кем до этого не пересекалась на проектах. И со всеми было очень интересно. С Женей Ткачуком подружились во время съемок, он замечательный актер и человек, мы были абсолютно на одной волне. С Николя тоже было легко и интересно, он очень внимательный партнер. Волновалась перед встречей с Пьером Ришаром, это ведь легендарная личность. Но он абсолютно на равных общается с коллегами, со съемочной группой. Мне показалось, что он достаточно закрытый человек, при этом очень чуткий, вежливый и приятный в общении на площадке и вне ее.

— Почему, на ваш взгляд, стоит сходить на этот фильм?

— Я бы рекомендовала смотреть это кино с открытым сердцем и не столько анализировать его, сколько чувствовать. Оно воздушное, красивое, про настоящую любовь и сделано огромным количеством талантливых людей с огромной любовью. Я думаю, что это стоит посмотреть — возможно, кому-то это поможет понять что-то и про себя.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Маленький мужчина, большая женщина

Жаннат Идрисова

​Лекарство против смерти

Жаннат Идрисова

​Лечить — и никакой еды!

Жаннат Идрисова

Все смешалось в фильме Гаспара