18+
28.12.2015 Тексты / Рецензии

​«Мне не больно». Между одержимостью и мечтой

Текст: Валерия Новокрещенова

Фотографии предоставлены Театром Луны

Обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова о новой «балетной» постановке Дмитрия Бикбаева «Мне не больно» (Театр Луны).

В основе спектакля «Мне не больно» актера и певца Дмитрия Бикбаева его же собственная пьеса «Одержимость» (драматург убежден: только постановка, созданная самим режиссером адекватно отображает замысел). «Мне не больно» — одна из заметных столичных премьер прошедшего театрального сезона. Это третья работа Бикбаева (дебютный спектакль «Дориан Грей», второй — «Флайтер»), рассказывает о балетной закулисе. А вообще это тот случай, когда форма куда интереснее содержания. Балетные мизансцены довольно часто заменяют драматургическую напряженность.

Постановка также посвящена 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Поэтому юные выпускницы школы-студии «Маленькая Луна» исполняют свои па под музыку из «Лебединого озера» и «Пиковой дамы». Начинающие актеры заняты во многих постановках театра, но «Мне не больно» — первая взрослая работа подросшего поколения студийцев. Ранее зритель был знаком только с их детскими спектаклями «Мэри Поппинс», «Ваня в сарафане» и «Флайтер».

Главную роль — выпускницу балетного училища, любимицу педагогов Лизу, играет Елизавета Бурмистрова. Самой успешной и перспективной балерине сложно в коллективе — воспитанницы здесь постоянно соперничают, нередко открыто враждуют и откровенно подличают. Пока девушки проводят бессчетные часы, отрабатывая упражнения у хореографического станка, ведь впереди распределение ролей для выпускного спектакля, в зале появляется Соглядатай (Денис Трунов) — так это загадочное и коварное существо именуется в афише. Оно-то и начинает заманивать девушку в свои сети. Темно-синий грим Соглядатая в стиле боди-арт и модно уложенные белоснежные волосы, напоминающие кристаллы, подчеркивают его причастность к потустороннему миру. А еще пластичный трюкач Соглядатай чем-то похож на Ящера из «Амалуны» (2013). Да и сама постановка «Мне не больно», созданная на стыке драматического спектакля и сюрреалистического балета, по стилистике схожа с представлениями «Цирка дю Солей».

Фотографии предоставлены Театром Луны.


Сценография Дмитрия Бикбаева и Константина Розанова создает мерцающую и загадочную атмосферу, рождающую метафорические образы. Блеск и сумерки, свет и тьма — наравне с главными героями действующие лица спектакля.

Но вернемся к сюжету. Незадолго до распределения ролей Лиза знакомится с таинственной интриганкой Анастасией (Валерия Жидкова). Незнакомка умело заставляет Лизу следовать ее советам. В итоге героиня, чтобы добиться желаемого успеха, решает переступить через себя и становится более холодной и жесткой. Зачем быть жертвой, если можно превратиться в хищницу? И с тех пор безмолвный Соглядатай следует за ней по пятам. Тьма (в том числе и в буквальном смысле) завладевает девушкой, Лиза полностью меняется. В пустынном хореографическом зале некто неведомый, чье присутствие она ощущает физически, начинает постепенно гасить свет. Всякий раз отпрянув от зеркала в испуге, Лиза молит его не выключать освещение, но неумолимо наступает темнота.

Лирические оды, посвященные красоте, сокрытой в каждом человека, актеры произносят в самые драматичные моменты спектакля. Например, читают, обращаясь к зрительному залу, отрывки из «Некрасивой девочки» Николая Заболоцкого:

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

А эпиграфом к спектаклю отлично бы подошел бодлеровский «Гимн красоте»: «Откуда ты приходишь, Красота? / Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?»

Фотографии предоставлены Театром Луны.


Ведь у медали всегда есть вторая сторона, и постоянно нужно делать выбор, чему бы ни посвящал свою жизнь. Но на что готов пойти человек ради искусства? И стоит ли осуществление заветной мечты того, чтобы продать душу? Бикбаев ищет грань между одержимостью и настоящим, искренним служением сцене. Пытается обозначить черту, перейдя которую человеку не страшно причинять боль другим. Погоня за ролью, зрительским признанием и славой иногда ослепляет еще в начале пути.

Вот и Лиза, увлеченная мыслями о будущей славе, перестает замечать тех, кого любила раньше. Отныне она только ранит своим холодным и брезгливым равнодушием и любимого человека, и верящего в нее педагога. Ей теперь не больно.

Но сети Соглядатая сжимают все сильнее. Былая удача оказывается мнимой. И тогда девушка снова решается сделать выбор... Но Соглядатай уже парит в мерцающем свете, соблазняя новых жертв.

Другие материалы автора

Валерия Новокрещенова

​Ослепленный безумием: Миронов в роли Калигулы