18+
26.05.2016 Тексты / Статьи

​Мегакомикс и крокодил

Текст: Алена Бондарева

Фотография: Дмитрий Чижов

Репортаж о том, как с 16 по 22 мая в Москве проходил пятнадцатый фестиваль рисованных историй «КомМиссия».

Скажу честно, мы с фотографом хотели потусоваться. Думали, заедем в субботу в пару мест. В этом году «КомМиссия» рассредоточилась — несколько библиотек, галерей и арт-пространств устраивали выставки комиксов, мастер-классы, лекции, встречи и дискуссии с художниками, были и так называемые смежные мероприятия, вроде комикс-спектакля-хэппининга Александры Галашиной (по сути же чтение стихов под ритмичное пританцовывание автора и бегущие фоном картинки). Планировалось, что я быстро порасспрашиваю людей, фотограф поснимает, и рванем куда-нибудь на «Ночь музеев».

Но уже в Библиотеке для молодежи мы наткнулись на плотную лекционную программу. И поняли, что даже по сравнению с прошлым годом, когда мастер-классы и семинары носили скорее ознакомительный характер, в этом — все намного серьезнее.

Конечно, комиксы — это забавно, весело, динамично. Чтобы не разубеждать любителей движухи в ЦТИ «Фабрика» в рамках армянского проекта Jumbo Loop Comics иностранные гости фестиваля и русские художники в несколько заходов рисовали на 30-метровом куске ткани мегакомикс. А еще знаменитая студия «КОМ», с которой связана история развития российского (вы не ослышались) комикса открыла выставку «КОМпозиция».

Гости фестиваля за работой / Фотография Дмитрия Чижова
1 3

Презентовали и международный испанский фестиваль мультфильмов Libelula animation festival, показав зрителям занятную анимационную подборку. А вечером в арт-пространстве «Точка сборки» группы Gagarin Brothers и Unfry! отожгли по полной.

Но все же лейтмотив «КомМиссии-2016» несколько иной. Например, финская художница Санна Хукканен (создательница автобиографического романа «Корни») давала мастер-класс для художников, на занятие нужно было принести выполненное задание — раскадровку дневниковой записи. Американец Дэннис Калеро наглядно демонстрировал, что даже работая на таких монстров, как Marvel и DC Comics (выпускающих бешено популярные журналы), можно оставаться верным себе и делать самостоятельные и не менее интересные проекты, пусть и ориентированные на массовую культуру. Зато коллега Дэнниса Калеро, тоже американец, известный художник, иллюстратор и сценарист Рик Мейерс (автор нескольких сценариев «Бэтмена») сказал мне по секрету, что настоящие комиксы все же рисуются без оглядки на аудиторию и издателя. И тут же показал на экране телефона несколько готовых кадров из своей новой работы про драконов.

Дэннис Калеро рассказывает о своем сольном проекте / Фотография Дмитрия Чижова
1 8

На последнем фестивале окончательно стерлись границы. Тут можно было не только узнать о том, что такое болгарский и немецкий комикс, но и поучаствовать в первой русской комикс-конференции. А главное посмотреть уже традиционную выставку молодых комиксистов. Познакомиться с ними, полистать их блокноты. А потом переключиться на художников вроде Георгия Литичевского, давно создающих комиксы, и на таких авторов, как Виктор Гоппе, пришедших к рисованным историям относительно недавно. Его книга «Время Ксении» (по ней же была создана одноименная выставка) обещает стать, если еще не стала, библиографической редкостью. Оба художника 21 мая выставлялись в Библиотеке имени А.П. Чехова. Литичевский даже кое-что дорисовывал в присутствии гостей. На мой вопрос, а при чем тут крокодил, ответил, что главным действующим лицом его рептилия стала с течением времени.

Георгий Литичевский

художник, комиксист

Выставка связана с двумя моментами: выходом моей книжки Opus Comicum, где крокодил — герой разных событий, и с тем, что сам я с 1993 года рисую для «Художественного журнала» комиксы про девушек (они то ли художницы, то ли просто любительницы искусств). И вот со временем у меня родилась мысль — столкнуть этих героев. И на выставке, которая так и называется «Девушки и крокодил», эти персонажи обсуждают современное искусство. А еще крокодил — существо неоднозначное, он и страшный, и плакать может, дружит с разными птичками.

Но веду я все-таки к другому. С одной стороны, на фестивале были явно развлекательные мероприятия, при желании можно было порисовать на планшете или компьютере, поучаствовать в изготовлении литографии, попробовать себя в аэрографии. Почти везде профессиональные зарубежные и русские художники были легко доступны для свободного общения. Пришли, например, Наталья и Андрей Снегиревы (они рассказывали об истории создания своего комикс-героя Кешки), был Аскольд Акишин, не говорю уже о знаменитых КОМовцах. С другой стороны, велись непрерывные профессиональные разговоры о том, как правильно строить сюжет комикса, что такое сценарий, колорирование и так далее. Даже появление писательницы Майи Кучерской, под благовидным предлогом — реклама собственной школы, неслучайно.

Майя Кучерская изучает роман иностранных коллег / Фотография Дмитрия Чижова


Сотрудницы Кучерской проводили среди посетителей опрос «Какие современные (и что важно!) русские графические романы известны» Думается, скоро и в России будет отлажен бесперебойный поток. Не исключено, что первым писателем-комиксистом станет сама Кучерская (да, да, фантазия у меня богатая!).

Андрей и Наталья Снегиревы рассказывают про Кешку / Фотография Дмитрия Чижова
1 5

Что же до фестиваля, то в предпоследний день провели небольшую, но показательную дискуссию «Комиксы как искусство... чего?» Координатор «КомМиссии» Александр Кунин заговорил о необходимости музея комиксов. Но думается, пока прав галерист и коллекционер граф Донасьен де Рошамбо, резонно заметивший, что стиль русского комикса еще весьма туманен.

Донасьен де Рошамбо

коллекционер комиксов

Все знают, что такое японская манга, миры Marvel, европейский BD. Но каков русский комикс — большой вопрос. У вас очень богатые история и фольклор, однако пока вы их не используете в комиксе.


Другие материалы автора

Алена Бондарева

Тайны вскрытия в кино и жизни

Алена Бондарева

​Эмиль Браво: «Нет никаких взрослых»

Алена Бондарева

​Кати Рикенбах: «Первое собрание сочинений я выпустила в пять»

Алена Бондарева

​Дмитрий Васюков: «Без трудового человека кино не представляю»