18+
06.12.2017 Тексты / Рецензии

​Маленький мужчина, большая женщина

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография предоставлена Кинокомпанией Москвич

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о фильме «Гогита. Новая жизнь».

В российский прокат завтра, 7 декабря, выходит очередной фильм режиссера Левана Когуашвили. Картина документальная, но и поклонникам хорошего художественного кино вряд ли стоит отказываться от просмотра. В этой ленте правда жизни иногда так похожа на талантливый вымысел, что смотришь на одном дыхании, пытаясь понять: в чем секрет «Гогиты», откуда такое впечатление?

Несколько строк об авторе: 45-летнего Когуашвили нередко называют зачинателем новой волны грузинского кино. Его наиболее известные картины — «Слепые свидания», «Прогульщики» — о судьбах так называемых маленьких людей, живущих в постсоветское время и решающих свои проблемы в условиях нелегкого выбора.

В фильме «Гогита. Новая жизнь» автор практически не изменяет тематике. Герой картины, 43-летний уроженец небольшого грузинского села по имени Гогита освобождается из тюрьмы после 14-летнего заключения. В коротком рассказе он признается, что отбывал срок за ограбление, оправдывая свое преступление тяжелой ситуации. К мужчине с большими глазами на добром лице проникаешься симпатией и веришь, что он в самом деле — жертва обстоятельств. Возможно, такое впечатление от героя вызвано тем, что преступление датируется примерно началом-серединой лихих 90-х (это легко посчитать), когда каждый мог легко угодить в жернова криминала. А потом и родственники Гогиты укрепляют нас в этой мысли: отрыдав у него на груди, горестно бросают в камеру «Тот, кто на самом деле был виноват, остался безнаказанным. А вместо него арестовали бедного парня». Пожилой мужчина задает риторический, но, пожалуй, самый главный вопрос: «Как он сможет догнать жизнь? После стольких лет в тюрьме...»

Фотография предоставлена Кинокомпанией Москвич
1 2

Будни бывшего заключенного в родном доме весьма однообразны: подъем, завтрак, общение с матерью Нуну и братом Гелой, работа по дому в огороде и хлеву. Уголки Грузии, запечатленные камерой операторов Гиги Самсонадзе и Михо Стуруа, далеки от тех глянцевых видов, которые наблюдают в Батуми и Рустави туристы. В кадре — дома из грубого серого камня, сараи с облупленными стенами, узкие грунтовые дороги, по которым в распутицу ни проехать, ни пройти. Но Гогита намерен начать новую жизнь, построить свой дом, как водится, посадить дерево (эта фраза в контексте фильма звучит несколько грустно), вырастить сына. Для последнего нужна семья, и герой преисполнен решимости обзавестись ею. Любимая женщина, по мысли Гогиты, будет его спасательным кругом, удерживающим в мире, к которому нужно привыкнуть. Но где встретить свою половину? Казалось бы, в эпоху Интернета сложностей со знакомством быть не должно даже у заключенных. Но возникают проблемы иного характера: под изящной дивой на аватарке может скрываться... Может прятаться девушка, далекая от представлений об идеале, скажем так.

И вот здесь мы практически полностью погружаемся в мир героев, ибо их переживания, страдания (признаться, на некоторые нельзя смотреть без улыбки) знакомы очень многим. Большинству из нас близки и разочарования, и тоска по совершенному спутнику жизни, и запоздалое понимание, что оценка человека только по внешним качествам — путь в тупик.

Фотография предоставлена Кинокомпанией Москвич
1 3

Мака, сначала виртуальная, а после и реальная невеста Гогиты, покоряет своей добротой, полудетской трогательностью, умением понять и простить. Глядя на нее, осознаешь, что герой прав, отождествляя начало новой жизни с приходом в нее женщины, причем именно такой — с большим щедрым сердцем.

К слову, Когуашвили, говоря об этой своей работе, отмечал: «Этот фильм показывает, насколько сильно кино может повлиять на судьбу человека. По правде говоря, мать Гогиты до сих пор злится на меня». Причиной враждебности Нуну, считает режиссер, стала ее убежденность: создатели картины, что называется, изменили ход истории и сделали невозможное возможным (нетрудно догадаться, что Нуну результат ничуть не устроил). «Я думаю, в этом есть доля правды», — улыбался автор.

Возможно, в этом секрет особого обаяния фильма. Герой не просто в течение двух с половиной лет (столько времени заняла работа над лентой) жил под прицелом кинокамер. Он одновременно менялся, рос духовно. Такую трансформацию мы обычно наблюдаем в качественных игровых картинах, отсюда и эффект некоторой художественности. Ну и возникает периодически мысль, что в наше время снимать документалистику стало проще: герои, привыкшие жить в мире, где они почти всегда на виду (и в виртуальной, и в подлинной реальности), уже не испытывают дискомфорта от дополнительной пары камер, фиксирующих почти каждый шаг.

Отдельное спасибо создателям за финальные кадры, где звучит грузинская музыка, а селяне танцуют лезгинку так, что глаз не оторвать. При мысли, что это тоже часть новой жизни Гогиты, становится тепло на душе.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Выживший». Месть приказала дольше жить

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​Николай Васильевич меняет профессию

Жаннат Идрисова

​Загляните в райский ад!