18+
18.11.2020 Тексты / Рецензии

Все смешалось в фильме Гаспара

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: предоставлена агентством A-One

О том, как вычленить из хаоса новой картины эксцентричного режиссера гармонию — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

«Вечный свет» Гаспара Ноэ впервые был представлен в прошлом году на Каннском фестивале вне конкурса. Немудрено, сдается мне, картины конкурсной программы не выдержали бы соседства с таким буйством фантазии и красок.

Сам фильм в анонсах позиционируется как «посвящение искусству кино, моды и современной музыки». История его создания такова: представители модного дома YVES SAINT LAURENT обратились к Ноэ с предложением снять видеозарисовку от 25 минут, в которой демонстрировались бы вещи из новой коллекции бренда и участвовали селебрити, являющиеся его амбассадорами. Вполне типичное сотрудничество дизайнеров и кинематографистов, как правило, выливающееся в итоге в рекламный ролик, маскирующийся под короткометражный фильм с размытым сюжетом. Однако Гаспар пошел своим путем, написав вполне внятный остроумный сценарий для среднего метра (около 50 минут). В качестве звезд он пригласил актрис Шарлотту Генсбур и Беатрис Даль.

Кадр из к/ф «Вечный свет» Гаспара Ноэ

Что сказать? По жанру, это, конечно, авторское кино. Но массовый зритель не должен пугаться этого определения, равно как и описаний того, как все адски запутано, высокоэстетично, насыщено цитатами культовых режиссеров и писателей и отсылками к киношедеврам. Да, цитат немало, и приятно, что начинается с высказывания Федора Михайловича Достоевского об особых экстатических переживаниях эпилептика, о том, что удару предшествует блаженство. К чему это привязано, зритель поймет в финале, а пока ему тут же предлагается переключиться на тему охоты на ведьм, а затем послушать разговор вышеупомянутых героинь.
Шарлотта здесь камео, а Беатрис изображает себя, решившую заняться режиссурой и позвавшую подругу сыграть небольшую роль в сцене сожжения средневековой колдуньи. Беседа, которая снималась импровизационно (Ноэ поставил камеру и удалился на полтора часа, благословив актрис на непринужденную беседу), доставляет особое удовольствие.

Кадр из к/ф «Вечный свет» Гаспара Ноэ

Эмоциональность и юмор Даль замечательно оттеняется сдержанным шармом музы Ларса фон Триера, и быстро становится понятна основная идея фильма. А ее режиссер озвучил на состоявшейся вслед за премьерным показом в Москве видеоконференции: «Мужчины часто ведут себя плохо». Да-да, это про сексизм, явный и скрытый, но не с феминистской позиции, по словам Ноэ, это «тесторостеронофобный фильм», я же скажу так: творческое высказывание мужчины, стремящегося искренне поддержать представительниц прекрасной половины человечества.
Подруги живо обсуждают, как это ужасно — быть обнаженной перед 200 участниками кинопроцесса, как порой сложно работать с партнерами, как иногда приходится на работе гореть — не в переносном смысле, а в прямом.

Во второй части, где показана подготовка к съемкам, нить идеи не теряется, наоборот месседж мастерски усиливается, вызывая мысль о том, что от агрессии зачастую не спасают ни звездный статус, ни деньги, ни друзья. Здесь нужно быть очень внимательным зрителем, потому что экран становится то диптихом, то триптихом, один эпизод показывается с разных ракурсов, голоса сливаются в нестройный хор... хаос, предчувствие ада.

Кадр из к/ф «Вечный свет» Гаспара Ноэ

Ну, и в преисподнюю мы попадаем в последней трети, где Беатрис внезапно теряет контроль над всем и всеми, оператор-мужчина берет власть в свои руки и снимает так, как ему хочется, а Шарлотта и две другие актрисы кричат от ужаса, потому что осветители на площадке устаивают стробоскопическую дискотеку (именно такое мерцание может спровоцировать приступ эпилепсии, потому в Каннах во время сеанса рядом с залом дежурила карета «Скорой помощи»).
Если оценивать фильм для рекомендаций «смотреть — не смотреть», то, он безусловно, противопоказан поклонникам спокойного, размеренного нарратива, им из линейки «мода — кино» наверняка подойдет недавний короткий метр Луки Гуаданьино, снятый в содружестве с брендом Valentino. Творение Ноэ — для тех, кто хочет и повеселиться, и испугаться, и встряхнуться, и задуматься над глубокой мыслью. Это за 50 минут сложно, но адски интересно.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​«Джуманджи: Зов джунглей» — лекарство от страха

Жаннат Идрисова

​Лечить — и никакой еды!

Жаннат Идрисова

​Однажды в Нью-Йорке