Шерлок уходит в ночь
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в российский прокат драме «Мистер Холмс».
Казалось бы, что еще можно рассказать о Шерлоке Холмсе языком кино? Откуда, из какого сора вырастет что-то, заслуживающее зрительского внимания (соответственно, рубля), если уже и так много снято, даже не считая классики? Ведь только в последние годы нам доставили удовольствие фильмы Гая Ричи с Робертом Дауни-младшим в главной роли, британский сериал с Бенедиктом Камбербэтчем? Однако режиссер Билл Кондон, взяв за основу сценария роман Каллина Митча «Пчелы мистера Холмса», словно заявляет: «А теперь пришла очередь нашему персональному высказыванию». В итоге — знакомьтесь — Мистер Холмс, пенсионер, какого вы еще не знали.
Англия, 1947 год. Холмс (Иэн Маккеллен) не просто немолод — ему 93 года. Дряхл, маломощен (кто бы мог представить?) Сменил место проживания: теперь обитает не в знаменитой квартире на Бейкер-стрит, а в деревушке графства Суссекс, в небольшом доме, держит пчел (вижу в этом случайную перекличку с российскими, точнее, московскими политическими моментами). Опровергает мифы о собственной персоне («Я никогда не носил шапку-двукозырку»), иногда смотрит фильмы о себе («Боже, какое кривляние! А голос какой неприятный!»). Милой миссис Хадсон уже нет в живых (равно как и доктора Ватсона). За Холмсом ухаживает холодноватая, а порою даже грубоватая экономка миссис Монро (Лора Линни). У нее есть сын, славный мальчуган по имени Роджер (Майло Паркер), который становится для Холмса отрадой, другом, помощником — можно сказать, маленькой копией незабвенного Ватсона.
Трагедия бывшей звезды частного сыска заключается не столько в немощи тела, сколько в ослаблении разума: Холмс не способен вспомнить порой, что он съел на завтрак. Когда-то блестящий ум разрушается, и если старость метафорически — это вечер человеческой жизни, то можно сказать, что великий детектив неспешно уходит во мрак ночи.
Как настоящий боец, Шерлок сопротивляется. Он даже посещает далекую Японию, чтобы найти растение, отвар которого вернет ему способность мыслить ясно. Хорошая голова нужна отставному сыщику для того, чтобы восстановить в памяти дело тридцатилетней давности, когда он пытался помочь молодой семье и потерпел неудачу. Образ молодой женщины Энн Келмот (Хэтти Морахэн) постоянно встает перед глазами героя, словно напоминая ему через три десятка лет: не спас, не уберег. Кстати, Энн тогда покончила с собой, бросившись под поезд, что не может не навести на мысли об известном русском классическом сюжете. Эта история даже спустя годы так волнует Холмса, что он берется за рукопись, в которой хочет рассказать всю правду. Истины, по его словам, никто не знает, потому что Ватсон в своих мемуарах по традиции подал друга как триумфатора, многое приукрасил. Истина ускользает и от самого Холмса — из-за его болезни. А для того, чтобы изложить правду, нужно восстановить те давние события...
«Мистер Холмс» — удивительное кино. Сначала может раздражать неспешностью событий, обилием планов с типичными английскими пейзажами, тускловатостью образа, который нам когда-то полюбился и более привычен с совершенно другой энергетикой. Но постепенно проникаешься всем этим, очаровываешься героем, который, постарев и подурнев, стал человечнее и ближе. Сам Шерлок Холмс, в молодости всегда уверенный в себе и не уличенный в особой участливости, вдруг обнаруживает: есть в жизни и другие радости — помимо наслаждения блестящей работой собственного разума. Например, прелесть общения с простыми хорошими людьми, удовольствие от того, что ты даришь им добро. И если раньше герой не мог поступаться принципами, скажем, не позволял себе такой вещи, как ложь во благо, то сейчас он готов пойти и на подобное — ради помощи человеку.
Здесь по-особенному звучит тема одиночества. Та самая Энн Келмот, о которой сыщик думает на закате лет, была одинока, несмотря на наличие супруга, причем настолько, что любящий муж ничем не мог ей помочь. И только волк-одиночка Холмс был в силах, по его словам, вытащить ее из холодной бездны. Но не сделал этого, как он опять же признается, из собственного эгоизма. Ведь для подобного поступка нужно было отказаться от брони одиночества, к чему он тогда был не готов.
Отмечу, что Иэн Маккеллен удостоился лавины похвал за исполнение этой роли — не только преданных поклонников, но и зрителей, относящихся к его творчеству весьма спокойно. По праву: 76-летний британский актер, в лице которого можно при желании увидеть (или убедить себя, что увидел) черты и Василия Ливанова, и Бенедикта Камбербэтча, и других более молодых Холмсов, создал по-настоящему живой, объемный, эмоционально трогающий образ. К тому же, он показал героя в разные периоды жизни, органично меняясь в плане мимики и телесной пластики.
Чего же теперь остается ждать зрителю? Какого именно фильма про гения частного сыска? Следуя логике, предположу: «Холмс на том свете. Снова Мориарти». Это, конечно же, шутка. Но история продолжится, ведь даже очень старый Шерлок Холмс — безмерно талантлив и потому интересен.