18+
26.01.2022 Тексты / Рецензии

​Ак Буре. Белый волк

Текст: Фазир Муалим

Обложка: предоставлена русско-балтийским информационным центром «Блиц»

О крымскотатарской истории и волке в роли духовного лидера в романе Рената Беккина «Ак Буре» для Rara Avis пишет поэт Фазир Муалим.

Беккин Р. Ак Буре. Крымскотатарская сага — СПб., Русско-балтийский информационный центр «Блиц», 2021. — 600 с.

Читатели бывают разные — всеядные, патологически зависимые от самого процесса чтения; читатели-профессионалы, вынужденные читать много и не всегда по своему выбору; и те, для которых чтение — источник знаний, а книга — учитель. Я себя отношу к последним. Правда, именно из-за свободы выбора нередко отбрасываю книгу, едва приступив к ней, если она вдруг оказывается, что называется, «не моей».

Но с романом писателя и востоковеда Рената Беккина «Ак Буре. Крымскотатарская сага» мне повезло. Открыв ее, я очутился в мире, который для меня не только интересен, но и комфортен. В наше время часто сталкиваешься с тем, что автор насильно «поэтизирует» свой прозаический текст, то есть ради яркого оформления строки жертвует ясностью и простотой повествования. Как будто в противном случае, ему предъявят обвинение: какой же ты писатель, если не перегружаешь метафорами, инверсиями и другими литературными приемами свой текст. В итоге внимание читателя с сюжета — того главного, ради чего проза и пишется — переключается на стилистические побрякушки.

Ренат Беккин не поддался модному веянию, избавив нас от рисков спотыкаться на каждом шагу, пробираясь сквозь красивости речи. Его задача — раскрыть тему. Можно сказать, что роман «Ак Буре» — это своего рода заправленная сюжетным наполнением лекция на заданную тему. На примере жизни одной семьи в трех поколениях писатель рассказывает о судьбе всего крымскотатарского народа. Исторические факты, легенды, депортация и диссидентское движение, борьба за возвращение и наконец современные реалии: воскрешение религии, а позже ее засилие и сращение со спецслужбами — мы узнаем обо всем, читая рассказ о том, как однажды молодой человек Искандер Исмаилов по своим семейным делам (предать земле прах отца) отправился из Крыма в Казань. Разумеется, в романе не обошлось без крымского вопроса, хоть он и затрагивается вскользь, как обязательная примета времени. Главный герой каждый раз уходит от темы, проступающей в диалогах, а так как читатель видит мир глазами и чувствует сердцем главного героя книги, возникает неловкость от смутного осознания, что делят-то чужой пирог: крымнаш, крымваш. Крым — их.

Не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, будто «Ак Буре» — скучный общественно-политический роман, который нужно читать с серьезным выражением лица, словно сидишь в студенческой аудитории на лекции по истории или в читальном зале за архивными документами. Действительно, в некоторые главы большими кусками вставлены вырезки из судебных протоколов. Сюжет выстраивается из поисков. Искандер ищет ответы на вопросы, связанные с арестом его отца, известного лидера движения за возвращение в Крым, Айдера Исмаилова. За что посадили, почему после освобождения отец не вернулся к борьбе, кто на него «настучал» и, самое важное, выдал ли он на допросах кого-нибудь из своих товарищей. Однако эта «серьезная», документальная линия сюжета переплетается с юмористической бытовой и мистической, временами напоминающей булгаковские мотивы. По прибытии в Казань с Искандером случаются удивительные события: открываются любые двери, его всюду ждут, перед ним заискивают, с ним знакомятся. Молодой человек теряется в догадках: либо его, как Хлестакова, принимают за какую-то важную особу, либо это спецслужбы прорабатывают свой сценарий. Забавны и второстепенные персонажи романа, где-то сатирически, где-то юмористически прорисованные автором — их говорящие фамилии отсылают ещё к одной традиции русской литературы; любопытно религиозное сообщество, выведенное хоть и гротескно, но довольно правдиво.

Если я ни словом не обмолвлюсь о главной сюжетной интриге романа, мне кажется, это будет выглядеть как разговор ни о чем. Но, если расскажу, то вроде и читать будет не так интересно. Поверите ли вы, что волк (ак буре — это и есть «белый волк» в переводе с крымскотатарского) может стать шейхом и возглавить суфийское братство? И не в полузабытые годы где-то на далеком острове или в высоких горах, не в затерянной пустыне или тайге, а в наши дни в самом центре Казани, большого многолюдного города. Еще сложнее поверить, что тот же зверь (полуволк — если быть правдивым: по отцу — волк, по матери — татарин) в молодости служил в НКВД у Берии, а в годы войны отличался исключительной свирепостью по отношению к врагу, особенно в голодные дни. И он же рассуждает о том, что миром правят не деньги, не власть.
— А что тогда?
— Как что? Любовь, — последнее слово шейх произнес тихо, но Искандер расслышал его.

Разумеется, не обошлось и без любовной линии. Она не главная, но значительная и решающая, так как именно земная привязанность выводит главного героя на путь Любви, которую принято писать с большой буквы. «Есть любовь к Аллаху, — говорит волк-шейх. — Это высшая степень любви, сильнее которой нет ничего на свете».
Когда Искандер в конце романа оказывается у мифической Белой мечети, в давние времена исчезнувшей под водой в озере Кабан, мы уже не понимаем
— это сон героя или, возможно, галлюцинация от переутомления? Но нет: вот же — тропинка, ведущая к храму по воде, белокаменное здание с высоким белым минаретом, волшебный, чудесный, нездешний (как раньше говорили поэты) азан, призыв к молитве у мусульман, раздается неясно откуда: «Ашхаду алля иляха илля Ллах...». Нет бога, кроме бога...

«Ах, это метафора!», — успокаиваешь ты себя догадкой, переводя происходящие события в привычную для тебя логику. Да разве мало в жизни с нами случалось такого, что вчера и допустить не могли, а сегодня стало обыденным? Так почему бы не сделать еще одно предположение: не только отдельные события, но вся наша жизнь — всего лишь метафора в чьей-то большой таинственной книге.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​Мсье Ибрагим

Фазир Муалим

​Иран в Москве

Фазир Муалим

​Три сестры в Швейцарии

Фазир Муалим

Безрукий из Спокэна