Айги и Курехин снова вместе
Текст: Максим Клейменов
Фотография: автора
О хорошо темперированном безумии Сергея Курехина и Алексея Айги рассказывает обозреватель Rara Avis Максим Клейменов.
Концерт Алексея Айги на музыку Сергея Курехина готовился как последний. Сам Айги писал на странице в Facebook: «В силу разных причин, мы надолго прощаемся с этим проектом, возможно, навсегда, поэтому постараемся сделать это событие незабываемым». Купившие билеты в Консерваторию на 9 июля имели определенные ожидания. «Совместное» выступление, приуроченное к годовщине смерти Курехина, проводилось в прошлом году. Однако программа, если так можно сказать, готовилась давно.
По словам Айги, сложность возвращения Курехина слушателю заключается в том, что практически не осталось нотного наследия. Все приходится восстанавливать заново. Поэтому каждое мероприятие — новый подарок поклонникам Капитана. И забитый Большой зал Консерватории — явление не удивительное.
Еще несколько лет назад на закрытии фестиваля SKIF в Перми музыканты группы «4'33"» совместно с Сергеем Летовым и Александром Александровым выступали с композицией «Тибетское танго» и музыкой к фильму «Господин Оформитель».
Именно тогда оказалось, что Курехин вовсе не история. Он не остался где-то позади, на перепутье 80-х и 90-х. «Поп-механика» звучит сейчас так же свежо и актуально, как и двадцать лет назад.
Новый концерт нельзя не сравнить с предыдущим, особенно учитывая тот факт, что сами музыканты выстраивают их как взаимосвязанную череду событий. Как и в прошлом году, выступление было разбито на два отделения. В первом играли музыку Айги, во втором — Курехина. Основной состав — музыканты оркестра Ad Libitum и группы «4'33"». В отличие от прошлого года, не стали делать программки. Как признался Айги, взявший микрофон в финале первого отделения: «Названия — вещь бестолковая, и сосредотачиваться на этом не стоит». Он входил в роль Капитана, и готов был поддаться воле стихии.
Во втором отделении на сцену поднялись представители «Поп-механики» и приглашенные музыканты. Одесную встали Сергей Летов, Алексей Круглов и Александр Александров. Ошую — Владимир Волков и Вячеслав Гайворонский. Уже в этом составе очевидное стилевое различие между Айги и Курехиным. Если Айги готов обходиться предоставленным набором инструментов, то экспрессивный Курехин соединял на сцене совершенно немузыкальные вещи и абсолютно разных музыкантов. Стоит вспомнить, как на выступлениях «Поп-механики» в унисон играли группы «Кино», «Аквариум», «Аукцыон» и другие участники Ленинградского рок-клуба. Песня Бельды «Увезу тебя я в тундру» оказывалась частью представления, а самого исполнителя окружали ослы с рогами, примотанными к головам синей изолентой. Музыка Курехина была иронична в своей основе, и строилась как хорошо темперированное безумие. Как истовый постмодернист, он использовал привычные символы и приемы, чтобы выплеснуть их во время устраиваемой им буффонады.
Нынче же Алексей Айги и музыканты обходились своими силами и подручными средствами, пытаясь воспроизвести курёхинскую экспрессию. Екатерина Кичигина, исполняя партию донны Анны, достигала предела своих вокальных возможностей. Марина Капуро, впервые за многие годы вышедшая на сцену с репертуаром Курехина, воспевала лето на воробьином языке. Скрипачи отложили инструменты, чтобы выдать партию на утиных манках. И несмотря на все различия, лишь благодаря Алексею Айги возвращение Сергея Курехина оказалось возможным. Во время второго отделения между выступлениями на мгновение в Большом зале пропал свет. Радостный Айги повернулся к зрителям со словами: «Курехин с нами!»
Хотелось бы верить, что он действительно снова с нами. И этот концерт — не последний. Пусть он будет началом череды возвращений Капитана. И в следующем году 9 июля вновь можно будет ощутить это хорошо темперированное безумие.