18+
29.06.2016 Тексты / Статьи

​Дедушка, кури Нарзан

Текст: Максим Клейменов

Фотография с сайта: digitalcollections. nypl.org / Владимир Маяковский

C 24 июня по 24 июля в Музее декоративно-прикладного искусства проходит выставка исторической инфографики. Обозреватель Rara Avis Максим Клейменов делится впечатлениями.

К выставке «Инфографика в России. От житийных икон до эпохи постмодерна» ведёт длинный коридор. Экспозиция расположена на втором этаже Музея декоративно-прикладного искусства, и чтобы пробиться к ней, нужно миновать ряд турникетов. Этот путь чем-то напоминает историю российской инфографики, запутанную, и не всегда очевидную.

Цель выставки амбициозна — рассказать о том, какую историческую роль сыграла инфографика в преодолении информационного неравенства. Экспозиция выстроена в обратном хронологическом порядке. От современных образцов инфографики, среди которых, например, знаменитая модель вируса иммунодефицита человека от питерской студии Visual Science, в глубь веков к лубкам и иконам. Такое разновременное соседство должно способствовать тому, что старинные предметы предстанут перед зрителем в ином свете.

Впрочем, открывает экспозицию огромный комикс Георгия Литичевского, повествующий о взаимоотношениях двух женщин и крокодила. Работа члена редколлегии «Художественного журнала» не содержит параграфических элементов и текстовой составляющей. Поэтому неподготовленного посетителя поставит скорее в тупик.

Человеческий голос оказывается сильнее утилитарного предназначения

Комикс, несмотря на свою близость к инфографике, здесь выступает как неоднозначный экспонат. Помимо Литичевского можно увидеть работы Андрея и Натальи Снегирёвых — комикс про кота Кешку, и графические истории военной тематики Аскольда Акишина. Эти художественные произведения, безусловно, заслуживают внимания, однако, традиционная инструкция по эвакуации, которую можно встретить в каждом самолёте, куда больше соответствовала бы содержанию выставки. Серия изображений, понятных каждому пассажиру, вне зависимости от языковой принадлежности, точнее предает информацию в отличие от художественных графических рассказов.

Среди экспонатов, представляющих XX век, есть удивительно ценные образцы — это оригинальные агитационные плакаты «Окон РОСТА», Александра Дейнеки и других. В них авторский стиль прорывается сквозь типовое поздравление или лозунг. Человеческий голос оказывается сильнее утилитарного предназначения.

Сразу за советским плакатами начинается зал, знакомящий со старинными лубками. Лубочная картинка нередко выступала как информационный листок. С ее помощью рассказывалось о восхождении на трон нового императора или о победе в военном сражении. Но помимо этой функции лубок обладал безусловными эстетическими достоинствами, расширяющими его художественные рамки. Классический сюжет «Как мыши кота хоронили», представленный на выставке богородской резной скульптурой, как известно, выступал в качестве аллегорического переложения похорон Петра I боярами. Но символ оказался шире. Крестьяне, приобретавшие лубок для того, чтобы повесить его в избе, вряд ли делали это ради исторического сюжета. К сожалению или счастью, лубок стал чем-то более значительным, нежели средством донесения новостей народным массам.

Вообще инфографика толкуется устроителями выставки довольно широко. В её границы попадает всё, что выходит за рамки простого изображения, будь то повествование о славном витязе Еруслане Лазаревиче или плакат, поздравляющий с новым 1939 годом. Такие трактовки вовсе не очевидны. В описанные рамки вполне может попасть и реклама. Способствует ли снижению информационного неравенства слоган «Дедушка, кури Нарзан»? Меж тем, известный дореволюционный рекламный плакат, принципиально не отличается от приведенного выше новогоднего поздравления. Эта всеохватность, готовая записать в инфо- практически любую -графику, оказывается ахиллесовой пятой устроителей. Посетитель выставки имеет все шансы рассмотреть экспозицию полностью, но так и не понять особенности исторического пути отечественной инфографики.

Другие материалы автора

Максим Клейменов

Тайна Бэтмена и Эдгара По

Максим Клейменов

Диктатор Иван и святой Чингисхан

Максим Клейменов

​Что такое финские комиксы?

Максим Клейменов

​Как «Лошадь в движении» изменила комикс