18+
05.07.2016 Тексты / Рецензии

​Военные песни и «Фарс-мажор»

Текст: Валерия Новокрещенова

Фотография предоставлена Театром Нации / Д. Нестеровская

Валерия Новокрещенова рассказывает о том, какие концерты можно увидеть на сцене Театра Наций.

Режиссерами и исполнителями двух музыкально-драматических спектаклей стали молодые актеры, в основном это выпускники гитисовской мастерской Олега Кудряшова, многие известны по ролям в театре и кино: Юлия Пересильд, Павел Акимкин, Елена Николаева, Евгений Ткачук, Роман Шаляпин, Артем Тульчинский и мхатовец Олег Савцов.

Первая постановка — «Фарс-мажорный концерт», успела полюбиться зрителям, а вторая — «Песни военных лет», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне, только набирает обороты. Мизансцены в каждом спектакле-концерте взаимосвязаны, сюжет плавно перетекает от одного музыкального номера к другому. Обе постановки — попытка установить диалог со временем посредством культуры. Охваченный период от суровых сороковых до романтично наивных шестидесятых.

Стильное ретро

«Фарс-мажорный концерт» — элегантный спектакль, заряженный добродушным юмором. Современная подача материала удачно сочетается с лирикой советской эстрады. Актеры, переодетые в стиляг-шестидесятников, больше похожи на кинозвезд, сошедших в зал с красной дорожки. Да и зрители нередко превращаются в свидетелей закулисной жизни, становясь кем-то вроде участников телевизионного концерта в одном из останкинских павильонов. Мелодраматические и комические номера соединяются общей драматургической идеей и стендапами конферансье: Евгения Ткачука и Романа Шаляпина. Персонаж Шаляпина, похожий на заблудившегося господина из булгаковского варьете, читает стихи и эпиграммы собственного сочинения. Его аристократичную и вместе с тем задающую тон для общения с публикой подачу под Маяковского сбивает всезнающий и степенный герой Евгения Ткачука. Он деловито опирается на щетку и совок и смотрит на публику сквозь очки в толстенной оправе.

Пестрые одежды стиляг расцвечивают повествование. Концерт дает возможность насладиться элегантностью 1960-х: на молодых людях — вечерние костюмы, галстуки-бабочки, на дамах — яркие однотонные платья, почти у всех прическа бабетта, модно венчает нехитрую конструкцию из волос атласная лента в тон платья.

Фотографии Театр Наций / Владимир Кудрявцев
1 3

Музыкальные номера связанны между собою сюжетно. Новый номер — новый герой. А наивный оптимизм шестидесятников, воспринимаемый современным зрителем несколько комично, обыгран в постановке тонко. Кажется, будто само время, спустя почти полвека, подтрунивает над собой. Наверное, поэтому в финале становится немного грустно, ведь понимаешь, как сегодня не хватает той легкости, хотя бы в отношении к себе.

Тихая АРТиллерия

Если, «Фарс-мажорный концерт» — это своеобразное объяснение в любви эпохе и ее людям, то «Песни военных лет» — скорее музыкальное воспоминание о тех, кто не услышит шлягеров 1960-х.

Актеры тихо и без лишнего пафоса, словно читая письма с фронта, исполняют как хорошо известные песни времен Великой Отечественной войны, так и редко звучащие на праздничных концертах композиции. Например, «Колыбельную с четырьмя дождями», «Бери шинель, пошли домой» и так далее. Во время концерта поются и, не ассоциирующиеся с фронтом напрямую, но говорящие о той боли и утрате, песни — «Марьюшка» Владимира Высоцкого, и запомнившееся в исполнении Анны Герман «Мы Эхо» (слова Роберта Рождественского). Именно этой песней символично открывают постановку Елена Николаева, Наталья Ноздрина и Мария Биорк, чтобы дальше эхо войны, как главная интонация, катилось от композиции к композиции. Однако первое, что слышат зрители — радиообращение Дмитрия Шостаковича. Композитор говорит о том, что «сейчас нашему искусству грозит страшнейшая опасность», затем его голос прерывает игра оркестра (музыкантов мы не видим, они скрыты за белым экраном). Черные силуэты исполняют Седьмую симфонию Шостаковича, ту самую «Ленинградскую», которая стала символом сопротивления смерти. Седьмая симфония — основной мотив концерта — пока жива культура, жива и нация. Актеры читают стихотворение артиллериста Николая Савкова, посвященное премьере в блокадном городе. «Девятое августа сорок второго, / Площадь искусств, филармония зал...». И завершается оно следующим четверостишием: «А когда разошлись по квартирам люди, / Полны высоких и гордых чувств, / Бойцы опустили стволы орудий, / Защитив от обстрела площадь Искусств». На экране периодически появляются записи, рассказывающие о важности вклада культурного батальона. Так, «за годы войны на фронтах состоялось 437 выступлений, в них приняли участие 3.685 бригад, общей численностью 42 тысячи человек».

Фотографии Театр Наций / Д. Нестеровской
1 3

Но трагичнее всего звучат отдельные строфы из «Журавлей», исполненные Еленой Николаевой, такой ход сообщает известной военной песне особую достоверность и показывает личное отношение. Укутанная в несколько шинелей не по размеру, хрупкая девушка уже знает, что такое война, ей известна ее страшная цена — жизни близких и любимых. Пока Николаева поет, на сцену, кружась, опускаются маленькие бумажные журавли, издалека похожие и фронтовые фотокарточки, которые солдаты вкладывали в письма с подписью «на долгую память». После припева «На Берлин» к краю сцены локомотивом несется движущаяся площадка с оркестром, но перед «взятием» кульминации, Мария Биорк, Павел Акимкин и Артем Тульчинский мостят дорогу шинелями.

Другие материалы автора

Валерия Новокрещенова

​Стив Джобс. Дирижер будущего

Валерия Новокрещенова

​«Вишневый сад». Притча Мирзоева

Валерия Новокрещенова

​«Холодный фронт». В плену равнодушия

Валерия Новокрещенова

​«Обыкновенная история» Серебренникова