18+
27.09.2016 Тексты / Рецензии

​Сноуден непрощенный

Текст: Артем Артемов

Фотография с сайта kinopoisk.ru

О том, почему скандальный «Сноуден» Оливера Стоуна кино другого масштаба, рассказывает обозреватель Rara Avis Артем Артемов.

Выход «Сноудена» в российский прокат сопровождался бесстыдной риторикой отечественного истеблишмента и СМИ, в тысячный раз хуливших «мнимую американскую демократию», поносили все ее основные догмы, вознося бывшего IT-аналитика разведки США в ранг мессии. Он открыл глаза мировому сообществу на деспотизм бывших наймитов, их бессовестную слежку за собственными гражданами, рассказал о том, как лоббируются интересы между европейскими государствами, в том числе и в странах третьего мира.

Мысль ораторов, сводилась к общеизвестной формулировке — «Большой брат следит за тобой». Неусыпно следует повсюду, где бы ты ни скрывался, твои идентификационные данные попадут в прицел спецслужб, вся твоя биография — увлечения, взгляды, тайная переписка, — как на ладони, поэтому бойся внешнего врага, чьи щупальца повсюду, и помни главный постулат — недоброжелатель всегда рядом.

Сильные мира сего до сих пор бы держали под колпаком всех и каждого, устраивали детализацию интимных переписок рэндомных пользователей фейсбука, юзеров незадачливых «клякс» в твиттере, однобоких селфи-уточкой в инстаграме, пока один сердобольный адепт АНД не воспротивился сложившемуся порядку вещей. Нашелся спаситель, и сказал он: «Я знаю, чего вы не знаете. За вами следят, ваша жизнь больше никогда не будет прежней, боритесь».

Сноуден — спорная фигура, оказавшаяся между двумя враждующими идеологиями. Одни использует его как инструмент пропаганды, другие желают, чтобы он навсегда замолчал и не разглашал гостайны. Для одних он — ренегат, для других — избавитель от угнетения и попирания. Все зависит от мощности голосовых связок, привлеченных к данному вопросу политических кликуш.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Гиперболизация личности, микроскопическое исследование ее девиации в изнанке заокеанской разведки — вещь смелая и интригующая, но довольно опасная, с точки зрения всестороннего изучения. Чрезвычайно трудно совладать с нервами и не прельститься «ящиком Пандоры» в информационной войне, делая вид, будто все время стоишь в сторонке.

Картина Оливера Стоуна — слишком продолжительный, наполненный короткими всплесками и тоскливостью фильм, лишь отдаленно напоминает автобиографические зарисовки. Больше походит на историю о становлении супергероя, который еще не успел обрести сверхспособности. Он дремлет в коконе в предвкушении будущих побед, его слегка лихорадит от ожидания грядущей силы, но его все время забывают призвать на помощь.

Оливер Стоун всегда мыслил широко и конструктивно, нацеливался на нацлидеров мирового масштаба, славился отсутствием волюнтаризма. Освещение качеств первых персон государства запечатлевалось без скабрезностей и прикрас, только сухие факты и выписки из биографии. Стоун выступал в роли стороннего наблюдателя, репрезентативность того или иного лидера отдавалась на откуп зрителю.

Памятные картины «Буш» (2008) и «Никсон» (1995) — ленты про первых лиц. Фигур масштабных, разноплановых, одиозных. Со своими наборами качеств и скелетами в шкафу. Колоритные политики, вписавшие свое имя в мировую историю.

Везде Оливер Стоун соблюдал золотую середину, он снимал с завидным хладнокровием без желчи и ангажированности, без выплескивания оценочных суждений, все обиды и разочарования оставались за семью замками. Есть личность — положительная или отрицательная — она будет показана в разрезе. Зритель сам решит, кто меркантильный подонок, а кто — простачок-идеалист.

В «Сноудоне» все происходит иначе. Диспозиция изменилась до неузнаваемости. Теперь отчетливо виден почерк автора, его симпатии, антипатии легко декодируются. От былого третейского судьи не осталось и следа. Есть только авторитетное мнение и однополярность. Стоун превращается из умелого художника в обрюзгшего ремесленника.

Поэтому и привычная схема дала сбой. Выстраивание байопика с эскалацией личных воззрений и особых примочек — штука заведомо проигрышная. И даже такой мастодонт, как Стоун, не в силах удержать зрительское внимание на протяжении двух часов.

Ибо возникает множество вопросов по части правдоподобности происходящего. Картина переполнена клише, что противоречит канону биографического кино, слишком многое выдумано, слишком мало правды. Идеализация бывшего сотрудника американской разведки выполнена топорно и тягуче, рефреном вдалбливается режиссерская установка — Сноуден гений современного шпионажа, который отрешился от своего призвания, национальной идентичности, будущего, только для того, чтобы не следить за вами. Теперь за него это делают совсем другие ребята.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Очевидный трюизм порождает недоумение, а повторение приводит к недоверию, сюжет сшит белыми нитками, только дерни — и порвется.

Картина пестрит узнаваемыми и почитаемыми актерами. Причем они появляются исключительно либо в качестве персон-функций (Николас Кейдж, Закари Куинто, Том Уилкинсон и Джоэли Ричардсон), либо в ранге циничных бюрократов (Тимоти Олифант, Рис Иванс и Скотт Иствуд). В одном из камео был замечен адвокат, а по совместительству и сценарист картины, Анатолий Кучерена.

Джозефф-Гордон Левитт (Сноуден) чертовски похож на своего протеже, проделал колоссальную работу над проработкой образа, проштудировал не один десяток статей, выложился полностью. Только наделить своего персонажа живой субстанцией, отдалиться от себя неподдельного, у него не вышло. Слишком много плакатной пропаганды, неуемного героизма, искусственности. Получается крепкая средняя роль, подпорченная банальными и заезженными приемами. Шейлин Вудли (девушка главного героя) не вписывается в общую канву, она — инородное тело, причем ее персонаж прописан настолько примитивно, что может сложиться впечатление, будто и сама актриса не способна сыграть глубоких ролей, а предназначена лишь для постельных сцен, хотя это не так. Достаточно вспомнить ее игру в фильмах «Потомки» и «Захватывающее время». В «Сноудене» ей негде развернутся, ее образ скорее вспомогательный.

Припасенная мелодраматическая линия — любовный конфликт между протагонистом и его девушкой бессодержателен, если не вызывает брезгливость. Джозефа-Гордона-Левитт и Шейнон Вудли нельзя упрекнуть в непрофессионализме, но между ними напрочь отсутствует ощущение любовного притяжения, только механичность — как бесперебойная связь между двумя смартфонами.

Что же касается визуально-технической составляющей, все на местах — камера, монтаж, музыкальное сопровождение, известные лицедеи. Но загвоздка в том, что все вместе — разрозненное действо, кругом смысловые лакуны и крикливые лозунги, а хорошие актеры и незабвенный режиссер спотыкаются о чуждые им амбиции.

В любом случае в России эта лента, независимо от качества и последующих кассовых сборов, будет идти под девизом миротворческого, чуть ли не альтруистского кино. Но любопытно другое, если заокеанские продюсеры раздобудут денег на экранизацию биографии об Александре Литвиненко, породит ли премьера аналогичный поток экзальтированных речей? Скорее всего, последует всеобщее отрицание и гневная истерия. Хотя и Сноуден, и Литвиненко — фигуры равнозначные. Оба боролись за правду, хоть у каждого она своя. И оба за нее поплатились — каждый по-своему.

Другие материалы автора

Артем Артемов

​Джордж А. Ромеро. Отец бестиария

Артем Артемов

​Гудзон и ничего больше