18+
21.09.2016 Тексты / Рецензии

​Казанова в Театре Луны

Текст: Валерия Новокрещенова

Фотографии: с сайта lunatheatre.ru / Елена Киселева

Новый сезон в Театре Луны открыла премьера — Сергей Проханов (худрук театра) представил спектакль «Казанова, или путешествие в Икосамерон».

Любовные похождения знаменитого Казановы, чье имя стало нарицательным, на сцене Театра Луны раскрываются с помощью магических метаморфоз.

Прославившийся своей страстью не только к дамам, но и к путешествиям Казановав режиссерской версии Сергея Проханова не ограничивается странствиями по миру, но отправляется вглубь Земли — в таинственную и доселе никому не ведомую страну вечной молодости — Икосамерон. Создателем мифической сценографии и фантастического края стал Константин Розанов.

Впрочем, «Казанова, или путешествие в Икосамерон» — это театр в театре. Второстепенные персонажи — нервничающий из-за творческого кризиса режиссер (Антон Бирюков) и приехавшая покорять сцену молодая, амбициозная актриса Нюрочка, или как она поправляет: «Анна» (Дарья Цепляева), обнаруживают ту самую пьесу о Казанове, которую написал, опираясь на документы и знаменитые воспоминания самого Казановы «История моей жизни», Сергей Проханов. Циничные рассуждения Нюрочки и режиссера о том, «что же зритель будет смотреть сегодня?» сменяются картинами галантного века. Основная мысль раскрывается с помощью фантасмагорических сцен. Теат — это неуловимое волшебство. И потому метод, позволяющий познать это волшебство и кочующий в Театре Луны из спектакля в спектакль, ключевой и в " Казанове...«. Но в этой постановке режиссерская концепция раскрывается посредством самой пьесы, а не с помощью актерских работ. «Казанова, или путешествие в Икосамерон» — спектакль холодный и схематичный. В основном перед нами маски, достоверны лишь главные персонажи Элизабет (Евгения Евчина) и Казанова (Александр Песков). Так Проханов «вывел» из пьесы всех, оставив лишь автора и его музу. К слову сказать, эпизодическая роль Цепляевой одна из самых ярких. Ее наивный комизм, как и скепсис Казановы-Пескова, противостоит трагедийному романтизму, в духе которого играют все остальные актеры.

Фотографии Елены Киселевой с сайта театра lunatheatre.ru
1 5

Венецианец Джакомо Джироламо Казанова и актер дядя Саша, играющий его в пьесе режиссера (Бирюкова) — одно лицо. Вальяжный дядя Саша легко трансформировался в героя-любовника. Что же до Казановы, то Сергей Проханов в своей пьесе дает ему переродиться из мифологизированного персонажа в обычного человека, тем самым превращая спектакль в разговор о психотипе человека эмоционального, даровитого, от того увлекающегося и любвеобильного.

Казанова Александра Пескова предстает перед зрителем отнюдь не молодым покорителем женских сердец, а уставшим от жизни мудрецом, ставшим заложником собственного образа. И кажется, что любовные приключения занимают его не так сильно, как раньше, магия обольщения утомила его и он ищет выход. А решение как всегда просто и сложно одновременно — ему нужны молодость и смена деятельности, поэтому Казанова пишет фантастический роман о путешествии вглубь Земли — «Икосамерон».

Но вдруг им же придуманный сюжет начинает раскручиваться наяву. И тогда происходящее на сцене обретает трехмерный объем. События развиваются параллельно в фантастической стране, пьесе о Казанове и театре, где эту пьесу начал репетировать герой Антона Бирюкова.

Сам же спектакль — попытка сказать чуть больше о знаменитом персонаже прошлого. Благо маскарадность погружает зрителя в атмосферу страстной романтики и тайн.

Казанове и российской императрице Екатерине Второй (Елена Кондулайнен) ничего не стоит снарядить экспедицию, отправлявшуюся на поиски загадочной страны. Впрочем, цель писательства Казановы та же — найти счастье. А счастье — это молодость, а молодость — главная греза любви. Поэтому путешествие в Икосамерон — ничто иное, как способ осилить дорогу к любви. Но Проханов не акцентирует на личностном поиске героя-любовника, а говорит об общем понятии любви

Другие материалы автора

Валерия Новокрещенова

​Ослепленный безумием: Миронов в роли Калигулы

Валерия Новокрещенова

​«Вишневый сад». Притча Мирзоева

Валерия Новокрещенова

​«Холодный фронт». В плену равнодушия

Валерия Новокрещенова

​«Козни». Последнее лето Пазолини