18+
23.02.2017 Тексты / Авторская колонка

​Ретро

Текст: Фазир Муалим

Фотография из архива автора

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о любви и предательстве детей и отцов в пьесе Александра Галина.

Сможете ли вы назвать ещё какую-нибудь пьесу Александра Сергеевича Грибоедова, кроме «Горя от ума» сходу, не напрягая память? В школе некоторые учителя ставили такое условие ученикам: «Выучите это назубок. Так, чтоб если даже посреди ночи вас разбудят и спросят: „Сколько будет семью восемь?“, вы без запинки бы ответили: „Пятьдесят шесть“».

Так вот, принимая условия школьных учителей, если посреди ночи к нам ворвутся в спальню, возьмут нас за плечи, поднимут с постели и сонных спросят: «Грибоедов — что написал?», то любой пробурчит в ответ: «Горе от ума».

«А ещё?» — и большинство из нас будет в недоумении хлопать ресницами.

Меж тем, многие полагают, что кроме этой действительно бессмертной пьесы, он ничего не сочинил. Я и сам навскидку смог вспомнить только «Замужнюю невесту», да и то потому, что знаю такой радиоспектакль с Юрием Яковлевым — остальные названия пришлось подглядеть в справочниках, чтобы не напутать: «Молодые супруги», «Кто брат, кто сестра», «Студент».

Я думаю, что с именем современного русского драматурга Александра Галина в дальнейшем может случиться нечто подобное. Он достаточно популярен, у него много пьес и сценариев, но одно сочинение настолько хорошо, что, на мой взгляд, рядом с ним поблекнут все остальные. Погаснут даже «Звезды на утреннем небе» (это название одного из его произведений).

Я говорю о пьесе «Ретро», написанной в семидесятые годы. Впервые на сцене она была поставлена в 1981-м году режиссером Леонидом Хейфецом в Малом театре с выдающимся (я бы сказал «звездным», но тогда так не говорили) актерским составом: Любезнов, Солодова, Демина, Овчинникова. В основании сюжета — вечная тема конфликта отцов и детей. Но если у Грибоедова старшее поколение в некотором роде отвращает от себя читателя и зрителя («Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы как делали отцы» или знаменитейшее: «Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»), то у Галина старики вызывают сочувствие («Мы вас не обманывали в детстве: за свое достоинство надо бороться. Вы слишком охотно с ним расстались»).

Пьеса была очень популярна в театрах страны в 1980-е годы, но потом, когда страна канула в небытие, сошла с подмостков. В 2002 году ставилась во МХАТе имени Чехова, но с какими-то перемешанными реалиями: не поймешь, где происходит действие, при каком строе, в какое время — социализм, капитализм, семидесятые, девяностые? С одной стороны, тянет посмотреть игру трех больших актрис — Теняковой, Максимовой и Вознесенской. А с другой — разве можно без раздражения видеть на театральной сцене шоумена Игоря Верника? Для роли зятя и дочери в этой пьесе лучше подошли бы актеры «никакие», чем попсовые. Потому что «никакие» уйдут в тень, а «попсовые» станут, что называется, тянуть одеяло (равно внимание) на себя.

...любой спектакль — это живой организм: сколько ни смотри, каждый раз может оказаться новым

Но вот недавно, в 2014 году, режиссер Юрий Йоффе в Театре на Малой Бронной вновь обратился к «Ретро». Он поставил комедию, смешную и трогательную одновременно, с сочувственным (я бы так сказал) отношением к старикам.

Я видел эту постановку два года назад и вот на прошлой неделе снова пошел полюбопытствовать. Мы же понимаем, что любой спектакль — это живой организм: сколько ни смотри, каждый раз может оказаться новым. Мало того, меняется и зритель, и его отношение к проблеме, к героям.

Зритель «Ретро» Малого театра 80-х годов был растерян: он жалел стариков, осуждал «детей», но и где-то в глубине сердца понимал их желание красивой жизни, пусть даже такими способами, как пренебрежение родителями и предательство.

Зритель МХТ двухтысячных — жестокий и вульгарный. Он откровенно смеется над неудачниками-стариками.

Зритель же нового «Ретро» на Малой Бронной — добрый и уже осознавший, что предательство ни к чему хорошему не приводит; зритель, разочарованный в идее наживы любыми способами; зритель, затосковавший по справедливости. Он реагирует бурными аплодисментами даже на такие, казалось бы, неправильные и забавные реплики: «Мой сын не умеет зарабатывать: я воспитала честного человека».

Если же сравнить зрителя в Театре на Малой Бронной именно на этой постановке два года назад и сейчас, то можно сделать вывод, что он стал доброжелательнее. А это значит, что спектакль развивается и ещё долго может идти, хотя свободные места в зале потихоньку уже появляются.

Ещё бы я хотел поделиться своим наблюдением, как по-разному на одну и ту же фразу реагируют разные поколения. Одна из героинь пьесы говорит: «Память! Ничего не могу поделать. О ком ни заговорю, тот или умер, или умирает». На этом месте подростки почем-то хохочут, а старушки тайком вздыхают.

Действие пьесы происходит в богатой по советским меркам московской квартире. После смерти мамы, Людмила (актриса Лариса Парамонова) забирает отца из деревни в город, чтобы он не оставался один. Но в большой городской квартире отец, Николай Михайлович (актер Виктор Лакирев), один в четырех стенах тоскует еще сильнее, чем тосковал бы у себя в деревне. Ни дочери, ни зятя дома почти не бывает, а когда и появляются, неизбежно возникают ссоры. Николай Михайлович просит отправить его обратно в деревню, потому что не желает сидеть и сторожить их имущество, тем более что оно, по его представлениям, нечестно заработанное. И тогда предприимчивый зять Леонид (актер Андрей Рогожин) решает женить тестя. В один из вечеров он назначает трем претенденткам встречи с тестем у себя дома — на каждую встречу по часу. Вся комедия и начинается с того, что одна перепутала время, другая «не успела сказать, что у нее не весь вечер свободен». В общем, все они оказываются в одном и том же месте в один и тот же час.

...осталась сама тема — одиночества, предательства, желания счастья

Первая приходит бывшая медсестра Нина Ивановна, всю жизнь проработавшая в психбольнице (актриса Татьяна Кречетова). Ей нужен муж, а кто он не важно, «лишь бы человек был хороший».

Следом появляется бывшая балерина Роза Александровна (актриса Анна Антоненко-Луконина). Ей нужен интеллигентный мужчина. Своего тестя-кровельщика Леонид представляет ей как художника по металлу.

И третьей приходит дочь профессора Диана Владимировна, чтобы обеспечить своих внуков до сих пор подрабатывающая ночным сторожем (актриса Ольга Сирина).

Всем им в свое время Леонид помог продать кое-что из мебели, когда они оказались в нужде. Разумеется, в первую очередь он преследовал свою выгоду.

Интересно и весело наблюдать, как эти три дамы, вначале соперничающие и совершенно не слышащие и не понимающие друг друга (есть сцена, например, когда Роза Александровна спрашивает: «Вы из какой области, милочка?» (имея в виду область деятельности), а Нина Ивановна хвастливо отвечает: «Я москвичка»), — и вот, эти дамы, такие разные, в конце объединяются, чтобы помочь Николаю Михайловичу и защитить его от его же детей.

Я полагаю, что пьеса будет востребована ещё долго, театр — возвращаться к ней снова и снова. Хоть внешние условия существования проблемы исчезли, но осталась сама тема — одиночества, предательства, желания счастья, пусть даже на один, последний, день.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​«Маскарад» Житинкина

Фазир Муалим

​Кто стрелял в Елизавету Бам?

Фазир Муалим

​«Гвидон»

Фазир Муалим

​«Он. Она. Они»