Отдых, спасение мира и снова отдых
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: Постер для к/ф «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»
О суровых буднях агентов из фильма Гая Ричи — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
У российских киноманов праздник: в прокате новая картина британского режиссера с Джейсоном Стэтхэмом в главной роли. Жанр фильма «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» можно определить как ироничный блокбастер. Гай Ричи в свойственной ему манере устраивает стеб над форматом, преступным миром, разведкой, агентами и звездами Голливуда. И хоть особой оригинальности в этом нет, выглядит все вполне симпатично.
О чем: чиновник из британской МИ-6 Найтон (Эдди Марсан), вызвав в неурочный час внештатного сотрудника Нейтона Джасмина (Кэри Элвес), заявляет ему о необходимости спасать мир. Разумеется, за этим следует пояснение — что именно произошло, какие силы зла следует сперва нейтрализовать, а потом уничтожить. Чиновничье summary не очень внятное, сродни элементам русских народных сказок, вроде: «Пришел кто-то, не знаю кто, взял без спросу что-то, неведомо что».
Кадр из к/ф «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»
Задача: найти грабителей и жертву, определить украденное и вернуть его хозяину, то есть государству. Кто справится? Джасмин, не колеблясь, называет имя лучшего агента, это Орсон Фортуна (Джейсон Стэтхэм). Найтон морщится: звезда чересчур дорого обходится бюджету, поскольку после выполнения спецзаданий требует реабилитации на лучших курортах мира. «Это залог его успеха», — пожимает плечами внештатник, выражением лица как бы намекая: кто хорошо отдыхает, то и в работе впереди всех, а вот он, Джасмин, бодрствующий ночами из-за прихотей начальства, даже выглядит отвратительно.
Далее звучит короткая справка: Фортуна сейчас в Марокко, истребляет там в барах вина лучших французских регионов. Вытащить его из отпуска будет сложно, однако этот вопрос решаем. Другое дело, кого дать ему в напарники? Кто достоин, если второй суперагент, Майк (Питер Фердинандо) отошел от дел? В итоге Фортуне представляют в качестве подчиненных незнакомую доселе Сару Фидель (Обри Плаза) и более молодого коллегу Джей-Джея (Багси Мэлоун). «Почему нет Майка? Мне нравился Майк», — довольно сексистски заявляет герой Стэтхэма, глядя на шпиона женского пола. «Пошлю ему от твоего имени цветы», — не дрогнув лицом бросает Нейтан Джасмин. Однако желание агента сбудется и встреча с Майком состоится, только вот не очень обрадует.
Но это потом, а пока у крутого трио хлопот невпроворот: нужно найти «товар», проследить путь его передвижения, перехватить. Кроме того, приходится привлечь к спецоперации не кого-нибудь, а голливудскую звезду первого уровня Денни Франческо (Джош Хартнетт, по мнению ряда американских СМИ, пародирует Лео ди Каприо). Это довольно трудно, актер упирается, однако такое старое средство, как шантаж, работает безупречно.
Кадр из к/ф «Операция „Фортуна": Искусство побеждать»
Что в плюс: Гай Ричи редко изменяет себе, стиль выдержан и в этом фильме. Высокая плотность действия, невозмутимая физиономия Стэтхэма, давно ставшего талисманом режиссера, хорошо поставленные бои. Блестящие ироничные диалоги, реплики, вроде: «Какого черта ты здесь? Да, тебя здесь нет, потому что ты уже уходишь».
Приятно увидеть Хью Гранта в роли миллиардера-благотворителя Грега Симмондса и убедиться, что он в отличной профессиональной форме. Трудно, но возможно удержаться от зависти: агенты после убийственной работы получают роскошный отпуск за счет «конторы». В целом — хорошее развлекательное кино.
Кадр из к/ф «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»
Что в минус: Героиня Обри Плазы демонстрирует некоторую зацикленность на сексе, даже когда план спецоперации этого не требует. Возможно, в прошлом у девушки была какая-то травма, обусловившая такое поведение, но этого нам не рассказывают. Однако гораздо заметнее, конечно, непроработанность темы гипотетического апокалипсиса. Ну, что такое для зрителя сегодня крушение финансовой системы мира? Он в нынешних условиях глядит на это, как на цветочки. Но если бы авторы предложили более мрачные перспективы, то мы наверняка не захотели бы смотреть. Сегодня мы чаще идем в кино, чтобы побольше радоваться и поменьше огорчаться, так что нам пошли навстречу. И это хорошо.