Новости недели. 14–20 января 2023 года
- Нейросеть Midjourney оказалась в центре юридического скандала. Первые сомнения в правомерности работы с ней высказали те пользователи, которые задались вопросом, а можно ли свободно и бесплатно брать в коммерческих целях кем-то сгенерированные с помощью нейросети изображения? Ведь хоть она и похожа на колодец, из которого любой жаждущий может черпать образы, однако эти иллюстрации все же имеют пусть условное, но авторство: кто-то нажимал кнопки, исходя из своего замысла, придумывал ключевые слова. Но и это, как выяснилось, еще не все, проблема глубже. Нейросеть сначала надо было обучить с помощью чьих-то иллюстраций, старых и новых произведений искусства, имеющих уже не условное, а очень конкретное авторство. Итак, рано или поздно это должно было произойти: группа американских художников подала иск против создателей нейросетей Midjourney и Stable Diffusion. По уточнению истцов, для обучения сетей использовалось около пяти миллиардов настоящих иллюстраций, взятых без ведома и разрешения авторов, что нарушает их права. Рынок наводняется неограниченным количеством подобного креатива, и кто-то на этом теперь обогащается: ущерб художники хотели бы возместить. Более того, нейросеть позволяет имитировать стили конкретных иллюстраторов, фактически заменяя их машиной. Как итог, сейчас ставится знак равенства между искусственным интеллектом и неэтичностью и противозаконностью, предупреждают художники. Однако, несмотря на кажущуюся логичность таких претензий, сами истцы тоже подверглись критике — из-за того, что они недостаточно хорошо разобрались в технических тонкостях работы нейросетей, которые хранят не сами иллюстрации, а математические закономерности, извлеченные из изображений. Так что на выходе получаются вовсе не коллажи из чужих картинок, а созданные с нуля изображения.
- 19 января исполнилось 214 лет со дня рождения Эдгара По. Не юбилейная дата, но повод упомянуть вышедший в январе на Netflix готический детектив и триллер «Всевидящее око», роли в котором исполнили, в частности, Кристиан Бейл, неофициально прозванный актером-хамелеоном из-за своих разнообразных киновоплощений, и Джиллиан Андерсон. Это киноадаптация новеллы американского писателя Луи Байяра «Бледно-голубой глаз». Действие происходит в 1830 году. В нем выдуманному персонажу — ветерану Августу Лэндору, который должен расследовать серию убийств в военной академии, — помогает «настоящий» Эдгар По, склонный, судя по сюжету, к оккультизму. А этот писатель, к слову, как считают многие исследователи, стоит у истоков жанра детектива в его каноническом виде. Вспомним «Убийство на улице Морг», французского аристократа Дюпена, обладающего феноменальными аналитическими способностями, ведущего почти вампирский образ жизни и чем-то тоже похожего на маньяка. Фильм восприняли неоднозначно. Как пишет, например, «Мир фантастики», он не для тех, кто ждет динамики, погонь, перестрелок, всадников без головы. Картина может показаться даже старомодной. Однако каждый диалог наводнен зацепками для зрительского внимания, в случае если аудитория готова погрузиться на несколько часов в эту историю, чтобы созерцать, а не развлекаться. Насколько он плох и скучен или глубок и мощен — решать, конечно, вам.
- Национальная электронная библиотека и киноконцерн «Мосфильм» представили новый спецпроект, уникальную коллекцию под названием «Советский киноплакат как отдельный вид искусства». Киноплакат, рожденный из живописи, соединяющий в себе искусство фотографии, инфографики, коллажа и дизайна шрифтов, раньше полноценно заменял зрителям, скажем так, тизеры и трейлеры, становился ключевым маркетинговым инструментом кинопрокатчиков. Как сообщает РГБ, в новом спецпроекте читатели увидят плакаты к наиболее популярным фильмам периода позднего СССР: «Любовь и голуби», «Кин-дза-дза» и другие. Но также продемонстрированы плакаты и к более старым кинолентам: «Дом на Трубной» (1928), «Небо Москвы» (1944), «Иваново детство» (1962) и другие. А самый ранний период — 1910-е годы — представлен первым российским киноплакатом: для фильма «Стенька Разин». Коллекция позволяет проследить, как киноплакат отражал веяния времени: «От футуристичных работ и конструктивизма 1920-х годов, соцреализма середины прошлого столетия до 1980-х, когда в киноплакатах появились иносказания, аллегории, отсылки к отдельным моментам фильмов». Среди создателей были и известные художники: например, Юрий (Георгий) Пименов нарисовал афишу к «Пышке» с Фаиной Раневской, а график Александр Родченко — к «Броненосцу „Потемкину“».