Достать-метать ножи
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография:
О значении холодного оружия в новом фильме Райана Джонсона — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Комедийный детектив «Достать ножи» уже включен в многие списки лучших фильмов уходящего года. Признание, безусловно, заслуженное. Фильм красив, визуально элегантен, интрига небанальна, а остроумие здесь состязается с иронией. Иногда, правда, именно эта безупречность раздражает, становясь, своего рода изъяном.
Жанр картины заставляет особенно осторожно подбирать слова — даже малейшие спойлеры здесь нежелательны. В то же время рецензия есть рецензия.
Известный американский писатель, автор криминальных романов Харлан Тромби (Кристофер Пламмер) празднует в кругу семьи юбилейный, 85-й день рождения. А утром следующего дня его находят мертвым. Горло известного литератора перерезано кинжалом из его коллекции, а выглядит все так, будто старик покончил с собой. Полицейские квалифицируют дело Тромби как самоубийство и закрывают его. Однако после похорон в особняке писателя появляется частный детектив Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг), который заявляет родным усопшего, что некто инкогнито обратился к нему с просьбой провести дополнительное расследование.
Кадр из к/ф «Достать ножи»
Из бесед сыщика с близкими Харлана мы делаем тривиальный вывод: заинтересованных в его смерти было немало. Причем глава семейства успел изысканно насолить всем именно в свой день рождения, ставший днем кончины. А дальше зрителя ждет изысканный поворот: еще до конца первой трети мы как бы узнаем, что случилось, кто злодей. И главной интригой будут попытки убийцы скрыться от правосудия. В этой части сюжет несколько провисает, но с недочетом вполне можно смириться, тем более что у авторов приготовлен новый сюрприз: преподнесенная нам ранее замысловатая конструкция мотивов и действий переворачивается с ног на голову. Кто, как, зачем? Ответы, как водится, в финале.
Несколько тезисов о фильме в целом: он, конечно, во многом выигрывает благодаря отменному актерскому составу. Кристофер Пламмер, Джейми Ли Кертис, Дэниэл Крэйг традиционно на высоте. Последний, правда, хоть и одет в изысканный костюм, визуально дистанцирован от уже приросшего к нему образа «агента 007» (поклонники бондианы, учитывайте это, не ждите чеканного профиля и мужественно сжатых челюстей). Крис Эванс, по мнению многих его почитателей, в кои-то веки не ассоциируется с Капитаном Америкой из «Мстителей» (соглашусь безоговорочно), и это его большая удача. Ана де Армас, молодая актриса, сработала качественно, однако ей еще недостает того обаяния, благодаря которому зритель идет за героем и в горе, и в радости.
Кадр из к/ф «Достать ножи»
Еще одно достоинство ленты — при всей немудрености жанра она обращается ко многим злободневным темам, в частности, политкорректность тех, кто называет себя истинными американцами, их отношение к выходцам из других стран. Или сложность отношений отцов и детей — тоже актуальный вопрос.
Забавный момент: хотя в названии и в сюжете фигурирует нож, не это оружие является истинной причиной смерти писателя, как говорится, зрите в корень.
И напоследок: обычно ведущие герои наделяются суперсилой. Это может быть способность запоминать большие числа, умение читать по губам, талант влюблять в себя буквально всех. В детективе «Достать ножи» мы впервые в реалистических декорациях видим фантастический дар: рвотный рефлекс на собственную неправду. И это наводит на мысль, что неплохо было бы, если такое встречалось в жизни.