Подпольные песни Трушинского фестиваля
Текст: Мария Нестеренко
Фотография: Игорь Куприянов / vk.com/trusha01
Впечатлениями о «Первом Трушинском фестивале» делится обозреватель Rara Avis Мария Нестеренко.
14 мая в питерском клубе «Инотека», напоминающем некое подпольное заведение, состоялся «Первый Трушинский фестиваль». Организовали его Bastard boogie tunes (создатели лэйбла группа «БАРТО»), собирающие «под своим монохромным знаменем артистов самых разных жанров». «Первый Трушинский фестиваль» ярко продемонстрировал плюрализм вкусов создателей.
Название не зря отсылает к знаменитому бардовскому фестиваль имени Валерия Грушина. Однако Тушинский фестиваль объединил исполнителей, ориентированных на игровую традицию авторской песни, сдобренную московским экзистенциальным панком: Дениса Третьякова, Михаила Елизарова, Андрея Машнина, Алексея Глухова, Боровика Ералаша. Но, пожалуй, тут сходства и заканчиваются, поскольку «идеологически» это все совершенно разные авторы. Денис Третьяков («Церковь детства», «Братья Тузловы»), приверженец донского регионализма, в своих песнях использует элементы городского, тюремного романса, дворовой и казачьей песни.
Писатель Михаил Елизаров отталкивается от советской социальной песни, накладывая на нее рафинированную утонченность таких певцов, как Вертинский, Козин, Лещенко, и поет от лица «шансонье из хтони». Алексей Глухов известен многими проектами, среди которых неполиткорректный «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля». Если эту группу сами музыканты определяют как radical political hardcore, то песни, которые Глухов исполняет сольно, можно назвать акустическим политическим хардкором. Также выступили Боровик Ералаш — «кибербард родом из Омска», издевающийся в своих песнях над бредом российской действительности, и радикальный лирик Андрей Машнин, основатель группы «МашнинБэнд». Ностальгическая атмосфера фестиваля напоминала времена клуба Tamtam и провинциальных ДК, где в 90-е и нулевые проходили рок-концерты, созвучные настроениям сегодняшнего дня: ностальгия во многом питает современную культуру, и книги об альтернативной музыке 90-х это ярко демонстрируют. Впрочем, уже почти 20 лет параллельная эстрада находится в авангарде музыкального андеграунда, и в этом смысле говорить о воспоминаниях рано, поскольку время этих авторов еще не прошло. Каждый на свой манер осмысливает окружающую действительность, и коллаборация на Трушинском фестивале образовала весьма любопытный срез.
Завтра мы повеселимся.
Мы привезли тебе подарки.
Будут фейерверки!
Но будут и петарды.