18+
30.01.2019 Тексты / Рецензии

​Коллеги по трону

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О тяжести королевских диадем в исторической драме Джози Рурк — обозреватель Rara Аvis Жаннат Идрисова.

Картина «Две королевы», повествуя об исторических событиях XVI века в свете сегодняшних ценностей. Отчасти пуляризируя эти взгляды, в какой-то момент наносит по ним ощутимый удар. Эту неоднозначность нельзя не оценить, ведь благодаря ей фильм, что уж скрывать — затянутый и не лишенный клише — смотришь с интересом.

Август 1561 года, Шотландия. Девятнадцатилетняя Мария Стюарт (Сирша Ронан), юная вдова, похоронившая мужа, французского короля Франциска II, возвращается в родную страну. Ей предстоит занять престол, на который она, единственная дочь шотландского монарха Якова V, скончавшегося в 1542 году, имеет полное право. Более того, королева может претендовать и на английскую корону, поскольку является правнучкой английского короля Генриха VII. Однако на британском троне восседает Елизавета I (Марго Робби), дочь Генриха VIII и Анны Болейн.

Английская правительница не без горечи и ревности признает, что Мария, несмотря на юный возраст, умна и амбициозна, к тому же красива. Муки Елизаветы вызваны и тем, что сама она — незаконнорожденный ребенок (отец, отличавшийся неслыханной жестокостью по отношению к женам да и детям, не признал ее), поэтому прав на престол у нее меньше, чем у Стюарт, гордо вскидывающей подбородок: «Я — Тюдор!» Шотландская королева не зря заявляет о своей причастности к знаменитой династии: ей важно, чтобы англичанка, по сути, дальняя родственница, признала ее наследницей. Однако Елизавета медлит с решением этого вопроса, чувствуя угрозу, исходящую от всех действий молодой соперницы.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Конфликт между двумя волевыми героинями в большей степени женский: это и колкости в переписке, и манипуляции, и эмоциональные всплески. Гнев Марии, когда она узнает о том, что ей пытаются навязать в мужья фаворита английской королевы Роберта Дадли (Джо Элвин), сходен по силе с негодованием Елизаветы, услышавшей, что дерзкая шотландская девчонка вопреки ее пожеланию сочетается браком с лордом Дарнли (Джек Лауден). И в то же время спор практически мужской, ибо его ведут две настоящие личности, умеющие управлять государствами. Мария, к примеру, будучи католичкой, с первых дней своего правления стала проводить осторожную, взвешенную политику, не пытаясь реставрировать католицизм, но и не переходя в протестантство. Что до Елизаветы, то время ее правления иногда называют «золотым веком Англии» — в связи с расцветом культуры и с усилением страны на мировой арене.

Две королевы похожи и в то же время очень разные. Мария, при всей своей внутренней силе, все-таки сохраняет женственность. Она не теряет своей природной сути, умеет подняться над недоверием, способна безоглядно влюбиться. Несколько раз она заявляет о своем будущем материнстве — для нее важно не только родить наследника престола, но и в принципе пройти эту женскую инициацию. Елизавета же из-за подозрительности не выходит замуж даже за искренне любящего ее человека, корона для нее — все. Горько признается одному из приближенных, что она ради власти стала мужчиной, но не собирается ничего изменить в своей жизни. Женщина, ступившая на этот путь заведомо проигрывает — именно такой месседж считывается, когда на экране крупным планом показано лицо Елизаветы, изрытое оспой, покрытое толстым слоем пудры, превратившееся в маску трагического героя.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Позже английская королева, не дрогнув примет решение, ставшее финальным аккордом в судьбе ее младшей родственницы.

Как уже было отмечено, фильм затянут: неоправданная замедленность некоторых сцен, смысловые повторы в диалогах. Еще в минусах — авторы не удержались от соблазна подсветить в декорациях XVI века социальные тренды нашего времени. Например, доподлинно неизвестно, был ли секретарь Марии Давид Риччо в реальности гомосексуалистом, однако в картине он, как кричит разъяренная толпа протестантов, «содомит». Из положительного — не просто хорошая по отдельности работа Марго Робби и Сирши Ронан, а их безупречный актерский тандем, творческое взаимодействие, благодаря чему веришь: никто не поймет королеву лучше, чем другая.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Дворянин в дуэлянтстве

Жаннат Идрисова

​Николай Васильевич меняет профессию

Жаннат Идрисова

​Злой добрый гений