Две страны, две любви, ну а сердце, увы...
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в российский прокат костюмной драме Джона Краули «Бруклин».
«Бруклин», поставленный по мотивам одноименного романа Колма Тойбина, выдвинут на «Оскар» в нескольких номинациях, одна из них — главная, «Лучший фильм». Мой прогноз (сразу предупреждаю, что могу и ошибаться): картиной № 1 по итогам 2015 года «Бруклин» не станет, все же у фильмов-конкурентов конфликты куда острее. Однако это ничуть не умаляет очевидных достоинств ленты.
Время действия — 1952 год, который для юной ирландки Эйлис Лэйси (Сирша Ронан) очень непрост. В родном городке, где девушка проживает с мамой (Джейн Бреннан) и сестрой Роуз (Фиона Глэскотт) — ни работы, ни перспектив устроить личную жизнь (19-летняя Эйлис мечтает ни много ни мало о двойнике кинозвезды Кэри Гранта, а рядом лишь мальчики в клубных блейзерах и с набриолиненными волосами). Ответить на вопрос «Что делать?» помогает знакомый священник, отец Флуд (Джим Бродбент), который находит ей работу в Нью-Йорке, точнее, в одном из его муниципалитетов — Бруклине.
Девушка отправляется в чужую огромную страну с болью в сердце и с пониманием того, что иначе никак нельзя. В сцене, когда Эйлис стоит на борту отплывающего в Штаты парохода и молча смотрит на провожающих ее мать и сестру, ясно: в этот момент она практически ничего не чувствует, то есть, почти умирает. Кстати, в сказочных сюжетах путешествие героя чаще всего — метафорическая смерть, перемещение в иной мир, откуда ты или не возвратишься или вернешься сильным, красивым, уверенным в себе победителем. В этом плане «Бруклин» очень похож на сказку.
Печальный мотив кончины набирает обороты в изображении самого плавания. Эйлис становится очень дурно от морской болезни; ситуация усугубляется тем, что отхожее место оказывается запертым вредными попутчиками. Добрая фея в лице хорошей соседки по каюте приводит Эйлис в чувство, гармонизирует ситуацию с туалетом и дает несколько полезных советов, как то: в Америке при прохождении паспортного контроля держись уверенно, но не вызывающе, ничего не бойся, а также (внимание!) думай, как американец. В этот момент наверняка улыбнутся те зрители, которые читали роман Виктора Пелевина о современных вампирах «Empire V» (подзаголовок — «Повесть о настоящем сверхчеловеке»). Там умудренный опытом вурдалак наставляет новоиспеченного: «Ты, Рама, думаешь как человек, а надо думать как вампир».
Но вернемся к Эйлис. У нее все складывается очень неплохо: она устраивается на работу в большой магазин, попутно поступает на учебу в колледж. К ней благоволит миссис Кео (Джули Уолтерс), умная и острая на язык хозяйка пансиона, в котором она проживает, ее поддерживает отец Флуд. Однако тоска по родине терзает ее, прорывается душевными муками и слезами, и даже слова умудренных опытом людей: «Ностальгия — это как болезнь, она помучает тебя, а потом перекинется на другого» мало утешают. В нужное время девушку буквально спасает любовь славного итальянского парня Тони (Эмори Коэн), лишь после встречи с ним юная ирландка обретает, как она пишет сестре, «новый свет в жизни», воспринимает Бруклин как дом.
Своего рода расплатой за обретенное счастье становится смерть Роуз. Эйлис приезжает в Ирландию, чтобы поддержать убитую горем маму. Она намеревается побыть в родном доме недолгое время, затем вернуться в Штаты, в страну, с которой теперь уже прочно связывает свое будущее, но... Эйлис прибыла на родину победительницей, а значит, напомню, сильной, красивой и уверенной в себе. Победителей любят. Поэтому вдруг оказывается, что теперь девушка и здесь может получить все, о чем мечтала: работу, высокий статус и даже, представьте себе, личное счастье. Да-да, потому что Джим Фарелл (Донал Глисон), земляк Эйлис, с которым героиня знакомится на вечеринке, выглядит достойным конкурентом замечательному Тони. Дилемма из русской песни про рябину кудрявую: «Кто из них желаннее, руку сжать кому?» помучает Эйлис не хуже ностальгии. В эти моменты героиня может показаться легкомысленной и бессердечной, но следует понимать, опираясь на слоган фильма «Две страны, две любви в одном сердце», что жизненно важный орган у нее имеется, а значит, выбор будет сделан... Увидите, какой.
Надо сказать, что предсказуемость — один из недостатков «Бруклина», но он с лихвой окупается красочно переданной с помощью интерьеров и костюмов атмосферой середины прошлого века (шляпки-«менингитки», платья, туфли, белье — это просто пиршество для женских глаз), хорошо прописанными диалогами, негромким и добрым юмором, отличной работой актеров. Исполнительница главной роли Сирша Ронан сейчас претендует на «Оскар» как лучшая актриса, и ряд экспертов уверенно прочат ей заветную статуэтку.
«Женское кино» — так отзываются о «Бруклине» многие зрители. Трудно возразить им, поскольку впечатление от фильма сродни послевкусию от прочтения романов Джейн Остин. И все же картина наверняка будет интересна широкому кругу зрителей — учитывая, что тема становления личности на чужбине, в непростых условиях, сегодня вновь особенно актуальна для многих людей во всем мире.