Последний друг королевы
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о новом фильме Стивена Фрирза «Виктория и Абдул».
Экранизированная история отношений британской королевы Виктории и ее слуги, индуса по имени Абдул, подана под грифом «основано почти на реальных событиях». Потому есть подозрение, что у британцев этот фильм вызывает примерно такое же раздражение, с каким многие россияне смотрели «Матильду» Алексея Учителя. Возможно, обычно сдержанные дети туманного Альбиона с этого сеанса выходят с возмущенными репликами: «Неправда, это и вот это было не так!». Но с чем они точно не поспорят: Абдул существовал, он служил при дворе Виктории и пользовался ее доверием.
Что неплохо бы сделать, отправляясь на сеанс? Побольше узнать о главной героине, которую блистательно играет Джуди Денч. Королева Виктория взошла на британский трон в 1837 году (ей было тогда всего восемнадцать) и правила почти 68 лет. Пережила несколько покушений, была любима народом. В браке с Альбертом Саксен-Кобург-Готским родила девятерых детей. Сумела сделать страну процветающей, культурной, цивилизованной, однако при этом поддерживала экспансионистскую политику Бенджамена Дизраэли, одного из своих премьер-министров. Виктория была уверена, что экспансия Британской империи в большей мере несет добро — защищает коренное население от «родных» агрессивных правителей. «Не в наших обычаях аннексировать страны, если мы не обязаны и вынуждены сделать это», — говорила она. Биографы описывают ее как эмоционального, упорного, честного, прямолинейного человека строгой морали. И, собственно, именно такой она предстает на экране.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
1887 год. Виктории, королеве Британии и Ирландии, и десять лет как императрице Индии, под 80. Утром слуги буквально поднимают ее с постели, одевают, усаживают за стол с завтраком. Личный доктор (Пол Хиггинс), спрашивает, как давно «было продвижение». (К слову, блистательно, с английским юмором сыгранная сцена, из которой сразу же ясно, что у героини — проблемы с кишечником). Королева безэмоционально отвечает, что «продвижение» было несколько дней назад. Подданный лекарь сетует: «Продвижение должно быть чаще».
Зато аппетит у ее величества отменный, ест она быстро, не снимая черных кружевных перчаток, что делает ее похожей на возрастного панка. Именно за трапезой, а, если быть совсем точными, за обедом в честь ее 50-летия на троне она знакомится с 25-летним писарем Абдулом (Али Фазал). Он привезен из Агры для того, чтобы вручить королеве памятную монету, отчеканенную в Индии. Абдул с этой миссией справляется, умудряясь привлечь к себе внимание Виктории. Она рассеяно бросает пресс-секретарю, сэру Генри Понсонби (Тим Пиготт-Смит), что Абдул, кажется, очень красив. Подданные рады угодить своей престарелой правительнице: на следующем обеде Абдулу доверено преподнести к главному столу десерт. Тут молодой человек не упускает шанса — совершенно очаровывает королеву своей почтительной дерзостью. И мы видим, как Виктория, еще некоторое время назад наводившая на мысли о «живом трупе», расцветает по-женски. Сияющие глаза, легкий румянец на всегда бледных щеках, изящество движений и фраза: «Мне гораздо лучше».
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Абдул становится первым приближенным монархини. Они вместе гуляют, беседуют о том, что ценно для каждого. Слуга рассказывает об истории своей страны, Виктория вспоминает умерших возлюбленных — мужа и Джона Брауна, шотландца, с которым она сблизилась после смерти Альберта.
Нельзя сказать, что молодой индус вызывает положительные эмоции — в его слащавости и лукавстве, которое потом раскроется, сквозит явное желание закрепиться при британском дворе, стать своим для одной из самых могущественных женщин Европы. (В какой-то момент он невольно вызовет в памяти образ российского певца, когда-то женившегося на примадонне российской эстрады, которая была много старше его). Это ему удается — к явному неудовольствию, а потом и злости английского двора. Истосковавшаяся по духовному родству немолодая королева жаждет общения с чистым, как ей кажется, человеком, способным подарить ей новые знания и пробудить давно забытые чувства. В без малого 80 лет она начинает учить урду, постигать индийскую культуру и мечтать о манговом чатни.
«Мне кажется, что она видит в нем смуглого Джона Брауна», — желчно замечает одна из дам, леди Черчилль (Оливия Уильямс), намекая на возможность неплатонических отношений. Однако мы видим зарождение дружеской, даже материнской любви у женщины, которая осталась одна после ухода мужа, друга, взросления детей, которая хочет тепла и рада в какие-то мгновения стать почти девчонкой, лихо распивающей шампанское и после вальсирующей на террасе с красивым мужчиной.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Узнав о семейном положении Абдула, она строго спрашивает его: «Почему вы не сказали, что женаты? Это важно. Вы должны поехать в Индию и привезти родных». Позже она сердечно встретит жену и тещу своего слуги. Впрочем, Абдул к этому моменту уже не слуга: он зовется ее величеством не иначе как мунше — «учитель, наставник», у него самого есть слуги. Сын Виктории, будущий наследник (Эдди Аззард), Понсонби, и все другие приближенные пытаются донести до королевы, что индус — проходимец и мошенник, старающийся всеми силами втереться к ней в доверие. Она в ответ обвиняет их в расовой непримиримости. И даже узнав, что друг солгал ей однажды, находит ему оправдание и прощает. Абдул демонстрирует раскаяние, в которое поначалу не очень-то верится (даже если не знать, что прототип героя, по свидетельствам историков, часто вел себя непристойно, например, выпрашивал у королевы должность для своего отца). Но ближе к финалу авторы пытаются убедить нас, что все не так уж плохо с нравственностью у индийского мунше — и, надо сказать, у них это получается.
Этот фильм — пусть и не абсолютно правдивая, но очень красивая история о настоящих друзьях. И поэтому, на мой взгляд, в его названии нет слов «королева» и «слуга». Просто Виктория и Абдул — два равных в дружбе человека, поднявшиеся над предрассудками и социальным неравенством.