18+
01.03.2017 Тексты / Рецензии

​Джеки и «джинса»

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат байопике Пабло Ларраина.

Жаклин Кеннеди, жена, а позже вдова 35-го президента США Джона Ф. Кеннеди, вошла в историю как одна из самых блистательных женщин своего времени. Интеллектуалка, законодательница мод, героиня светской хроники. Жена-соратник, хорошая мать. Сильная женщина. Увы, посмотрев байопик «Джеки», в это трудно поверить. Он оставляет впечатление, что Жаклин, выражаясь криминальным языком, практически заказали — поручили авторам выставить ее образ на посмешище.

Сначала все обещает быть захватывающим. События более чем полувековой давности разворачиваются на экране, это, можно сказать, историческая реконструкция.

Ноябрь 1963 года. Президентская чета Кеннеди в рамках предвыборной кампании 1964 года совершает поездку по штату Техас. 22 ноября супруги прилетают в Даллас, из аэропорта в составе кортежа едут в Торговый аукционный зал, где глава государства должен выступить с речью. Чем закончится эта поездка, знает каждый более-менее образованный человек. Несколько выстрелов — и Джон Кеннеди (Каспар Филлипсон) падает окровавленной головой на колени сидящей рядом жены (Натали Портман). Крики ужаса, кровь повсюду, в том числе и на розовом «шанелевском» костюме Жаклин, который в этот день обрел черную знаменитость.

Страшное преступление призвано стать отправной точкой для рассказа о том, как была сильна миссис Кеннеди, тверда, с каким достоинством она переживала постигшее ее горе. И в кинонарративе вроде бы есть все составляющие для того, чтобы донести до нас эту идею. Однако посыл зависает на каком-то отрезке пути к зрителю и, судя по отзывам о фильме, мало до кого доходит.

Фотография cайта kinopoisk.ru
1 4

Рыдания у овдовевшей в одночасье женщины сменяются молчанием, приступы гнева — отрешенностью. Иногда боль в глазах героини уступает место страху. Спору нет, Натали Портман делает максимум возможного для того, чтобы зрители прониклись настроением персонажа. Однако известным выражением «Не верю!» хочется припечатать не только полурастрепанное удлиненное каре Жаклин (что весьма странно, ведь оно — практически копия прически прототипа), но и все, что она делает и говорит. Почему? Одна из причин: мы не чувствуем напряженности той обстановки, того ужаса, а ведь это действительно кошмар наяву: средь бела дня застрелен президент огромной державы! Спустя некоторое время в тюрьме насильственной смертью умирает предполагаемый убийца Кеннеди, Ли Харви Освальд — явное свидетельство тому, что против клана Кеннеди выступили могущественные силы, способные уничтожить Джеки, ее маленьких детей. И некоторыми эпизодами, репликами делается на этом акцент, но настолько блекло и неубедительно, что никаких чувств, кроме досады, не возникает. Кстати, о диалогах: они зачастую не воспринимаются всерьез из-за напыщенности и бессодержательности.

Кроме того, Жаклин чаще всего предстает перед нами невероятно несимпатичной пиарщицей, которая старается набрать популярность то обновлением интерьеров в Белом доме (безумные траты и снисходительность мужа, роняющего: «А, это твой пафосный проектик»), то светскими мероприятиями в стиле «Новый Камелот», то организацией пышной похоронной процессии. После гибели мужа обозревателю Life Теодору Уайту в интервью цинично заявляет: «Этого вы не напечатаете, потому что этого не было». Тут же, поджигая сигарету другой сигаретой, многозначительно: «И, кстати, я не курю».

Фотография cайта kinopoisk.ru
1 4

Кто знает, возможно, настоящая Жаклин тоже сверх меры была озабочена произведенным впечатлением. Не исключено, что она иногда грешила банальностями. Истерила как базарная торговка. Транжирила (к слову, это ее свойство подтверждено многими людьми, знавшими ее лично). И особой красотой она не славилась, в этом плане режиссер сделал ей единственный реверанс, пригласив на главную роль Портман. Один из фотографов бывшего генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева вспоминал, что, впервые увидев Жаклин, он понял: жена Кеннеди просто очень фотогенична.

Однако достаточно ознакомиться хотя бы со статьей в Википедии, чтобы понять: Кеннеди была еще и яркой личностью, исключительно умной, талантливой. Она в совершенстве владела искусством верховой езды. Хорошо рисовала. Свободно говорила на нескольких языках. Была отличным специалистом в области европейской культуры. Эту женщину уважали все знающие ее политики. Когда во время встречи Джона Кеннеди и Никиты Хрущева фотографы попросили их пожать друг другу руки — для снимка, советский лидер заявил: «Я хочу пожать руку сначала ей», имея в виду Жаклин.

Увы, ничего этого нельзя понять, смотря «Джеки». Потому и возникает мысль, что перед нами — продукт сомнительного пиара, «джинса» (так в журналисткой среде называют заказные материалы). Учитывая, что Жаклин в юности была корреспондентом The Washington Times-Herald, смотреть на это особенно грустно.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Училка»: выстрел вхолостую

Жаннат Идрисова

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Увидеть Дори и вернуться к Немо