18+
17.05.2017 Тексты / Рецензии

​Большой PR

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат фильме Валерия Тодоровского «Большой».

О «Большом» хочется рассказывать без долгих предисловий. Перефразируя известное «с места в карьер», начну с места в прыжок — в балетный, сотэ или эшапе.

Живет в далеком от Москвы городке Шахтинске девочка из народа по имени Юля (Катя Самуйлина). Живет непросто: семья небогатая, родители трудятся на каком-то производстве и не получают зарплату по полгода. Порой в доме не хватает денег на самое необходимое, не говоря уже об излишествах. Чтобы хоть как-то помочь семье, Юлька решает подзаработать сама. Нельзя сказать, что способ совсем законный: девочка, танцуя на городской площади, привлекает внимание прохожих, и, пока они таращатся на ее сальто и пируэты, ее приятели, малолетние воры, ловко чистят карманы зевак. Дорожка кривая, всем известно, куда она приводит, но!.. Девочка из народа родилась под счастливой звездой.

Во-первых, Юльке крупно повезло с фамилией. Такая фамилия нечасто встречается в рабочей среде. Красивая, аристократическая, звучит предвестием большого артистического будущего — Ольшанская. Во-вторых, девочке посчастливилось познакомиться в том же Шахтинске с бывшим артистом столичного балета Потоцким (Александр Домогаров), причем встретилась она с ним в тот редкий момент, когда он был трезвым. Потоцкий решает, что одаренной маленькой разбойнице нужно учиться балету. Едет вместе с ней в московскую академию танца при Большом театре, там буквально валится в ноги гениальной преподавательнице Белецкой (Алиса Фрейндлих): «Галина Михайловна, привез девочку, очень способная, талант от Бога, умоляю, посмотрите ее!»

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

А Белецкая — звезда, живая легенда. У нее седая голова, но прямая спина, острый язык. За плечами — выступления на лучших сценах мира, овации публики, встречи с сильными мира сего, три неплохих замужества. Кстати, к одному из бывших супругов она позже пойдет на его службу через Боровицкую башню Кремля — так-то. То есть уломать великую Галину на «посмотреть» — это практически подвиг. Потоцкий подвиг совершит, благодаря чему Юлька исполнит свой площадной перформанс в учебном зале перед комиссией.

В жизни простой девчушки произойдет очередное чудо: поступление в лучшую балетную школу страны. И потекут учебные будни, занятия у станка под музыку и суровые окрики: «Танцуй! Тандю! Тандю! Набрали тут по объявлению... Что у вас, ног нет? Лучше бы их у вас и правда не было. Может, мне тогда вас было бы жалко».

Почти десять лет Юлька будет расти в этих стенах, взрослеть, превращаясь в ту самую Ольшанскую-Ольху (Маргарита Симонова), которой станут прочить звездное, прямо-таки волшебное будущее...

Тут надо сказать, что «Большой» — это фильм с неким сказочным флером. От картины о балете традиционно ждешь погружения в атмосферу интриги, скандала, поскольку в этом виде танцевального искусства соперничество всегда было особенно жестким. У Тодоровского эти моменты если и обозначены, то настолько блеклыми мазками, что внимания на них по большому счету не обращаешь.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 4

Может, что-то изменилось в этой среде за последние годы? Вряд ли. Всемирно известный балетный танцор Сергей Полунин через день после выхода «Большого» представлял в Москве документальную ленту о себе. Отвечая на вопросы поклонников, он отметил: и по сей день обстановка в балетных коллективах, как правило, нездоровая, потому что конкуренция очень высока.

Конечно, сложно представить, чтобы фильм, который создавался при поддержке главного театра России, рассказал всю правду о его закулисье. Валерий Тодоровский сделал акцент на другом. На том, что чудеса все-таки случаются, что таланты из провинции пробиваются, что прима-балерины могут прямо-таки образцово дружить и легко уступать друг другу звездные роли, а в классах балетных школ пруд пруди красивых парней, начисто лишенных женоподобности. И это здорово. В конце концов, негатив мы можем почерпнуть, например, из криминальной хроники, где напишут, что ведущий солист ГАБДТ пострадал от нападения неизвестных в темном переулке. Повторю: создатели «Большого» дарят сказку, при этом кокетничают, вкладывая в уста главной героини фразу: «С такими как я сказок не случается».

И хорошо, что в этой волшебной истории нашлась роль для Фрейндлих. У зрителя есть возможность полюбоваться ее филигранной работой. Алиса Бруновна играючи продемонстрировала, что время не властно ни над ее талантом, ни над потрясающей актерской харизмой.

И еще одно, за что можно быть признательным «Большому», — фильм напоминает о том, как важно, чтобы талантливого человека поддерживали его близкие, прежде всего, семья. Неважно, где ты появился на свет, состоятельны или не очень твои родители. Если они помогают тебе, любовью вселяя уверенность, тебе по плечу любые вершины. Даже Большой.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​Шпионская чума