Шпионская чума
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем на большой экран военном детективе «Три дня до весны».
У нового фильма режиссера Александра Касаткина, казалось бы, есть все, чтобы встать в один ряд с достойными современными лентами о Великой Отечественной войне: сценарий, написанный такими мэтрами, как Аркадий Высоцкий и Александр Бородянский, интересный сюжет, конфликт, интрига, хороший актерский состав. Однако после просмотра появляется мысль, что в какой-то момент у авторов «что-то пошло не так».
Повторю, история на экране разворачивается захватывающая. 1942 год, конец февраля. В блокадный Ленинград специально вызван старший лейтенант госбезопасности Владимир Андреев (Кирилл Плетнев). Начальник НКВД Ленинграда, майор Зимин (Евгений Сидихин) вводит его в курс дела: судя по некоторым данным, Абвер — орган военной разведки и контрразведки Третьего рейха, — намерен провести в Ленинграде террористическую операцию с использованием химического или биологического оружия. Жителям блокадного города, и без того ослабленным, грозит новая опасность. «Химия и яды — твой профиль», — говорит Зимин Андреееву, взваливая тем самым на его плечи бремя огромной, практически нечеловеческой ответственности. Что удивительно — особым сочувствием к старшему лейтенанту проникнуться очень сложно. Отчасти этому мешает слишком уж холеный вид энкавэдэшника, явно противопоставляющий его блокадникам.
Зрителю предстоит где-то с полчаса позадаваться вопросом, почему замечательный актер Кирилл Плетнев не сбросил перед съемками пять, а то и более килограммов, и только потом узнать ответ. Лишь после того, как врач-инфекционист, ученая Ольга Сергеевна Марицкая (Елена Лотова) чуть иронически скажет Андрееву: «Вы такой крепенький, может, поможете поднять труп?», станет ясно: по задумке авторов, офицер госбезопасности должен вызывать неприязнь — сначала едва заметную, но постепенно усиливающуюся. Кстати, Ольга Сергеевна молода, красива и умна, так что будущее Андреева и Марицкой прочитывается легко: они создадут в фильме романтическую линию и второстепенный конфликт — любовь советского чекиста и докторши с дворянскими корнями, то есть потенциального «врага народа».
Кстати, недавно в одном из публичных выступлений Лотова призналась, что она перед съемками тоже не худела, бледность и заостренные скулы — результат отличной работы гримеров. На мой взгляд, вхождение в образ такого персонажа предполагает все-таки некоторое гастрономическое ограничение. А иначе зритель может опять же недоумевать: «Что это Ольга Сергеевна чрезмерно энергична и даже весела?» (так в итоге и происходит).
Что касается основной линии, то она развивается динамично: операция действительно проводится, замысел противника коварен: раз уж не получается взять Ленинград силой, нужно уничтожить город тихо, изнутри. Эпидемия опасного инфекционного заболевания перед наступлением теплого времени года, когда тиф, чума или лихорадка распространяются с молниеносной скоростью, — почему бы нет? Причем свой чудовищный план вражеские контрразведчики осуществляют с помощью криминальных кругов города. Ленинградские воры и спекулянты не знают, что их действиями руководит Абвер и что им в этой игре уготована роль смертников.
Скорее всего, такой истории не было в реальности. Однако она вполне жизнеспособна, убедительна на экране: не сомневаешься, что такое при определенном стечении обстоятельств могло бы случиться.
Узнать, что будет предпринято, кто рядовой, а кто старший исполнитель, откуда происходит утечка информации, предотвратить катастрофу — все эти задачи Андреев решает, конечно же, не в одиночку. Ему помогают умница-красавица Марицкая, старательный товарищ, лейтенант НКВД Горелик (хорошая работа Игоря Грабузова) и сотрудник уголовного розыска капитан Кречет (Кирилл Назаров). Сцены завершения операции смазаны, пожалуй, лишь тем, что в моменте задержания одного из немецких агентов есть доля карикатурности.
Если в основную историю веришь, то любовная линия кажется натянутой. Вроде бы все логично, выстроено по законам жанра (встреча, симпатия, сложности, совместный труд), но наблюдаешь за этим без особых эмоций. И уж совсем теряешься ближе к финалу, когда герои вопреки здравому смыслу делают все, чтобы угодить в ловушку.
О сильных сторонах фильма: хорошо показан блокадный Ленинград, передана его атмосфера. Образы детей — съежившихся, голодных, с огромными глазами и старчески надтреснутыми голосами, — хватают за сердце. Также впечатляют эпизоды, раскрывающие работу сотрудников уголовного розыска. И, самое главное, картина заставляет задуматься о том, насколько прав каждый человек, поступая, по его мнению, справедливо. Не наносит ли он больше вреда, чем пользы? Ведь получается, что устилать добрыми намерениями дорогу в ад способны все — от прямолинейного, верного долгу чекиста Андреева до тонкой и душевной доктора Марицкой.