18+
01.02.2019 Тексты / Статьи

​Боги возвращаются в ином обличье

Записала: Жаннат Идрисова

Фотография: предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

О том, кем старые боги становятся в новой религии.

О талмудических текстах израильский литературовед Реувен Кипервассер рассказал 23 января в своей лекции «Возвращение изгнанных богов. Мифотворчество и талмудический рассказ». Встреча состоялась в Центре местной иудейской религиозной организации «Среди Своих» в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», осуществляемой при поддержке фонда «Генезис».

Реувен Кипервассер прежде всего обозначил, что миф в контексте его доклада — это рассказ, попытка объяснить мир способом, который принято называть ненаучным, хотя он весьма научный и мудрый. Рассказ, по сути дела, работает точно так же, как и миф, поскольку рождается в результате опыта, стремления сделать что бы то ни было. «Мы проанализируем несколько историй и попытаемся понять, почему люди рассказывают их. Нет более мифического действия», — подчеркнул ученый.

Изначально человек, как правило, не обладает достаточными знаниями о комплексе событий вокруг него, обо всех моментах и реалиях. Но ту действительность, которая у него есть, он получает не без посредства опыта. Из нее он создает рассказ, и тогда мир становится более понятным. Нарратив начинает формировать мир. Таким образом, реальность воспринимается сквозь призму повествования. И, поскольку мир изменился, человеку не остается ничего другого, как создать следующий рассказ. И так каждый раз, в этом суть нашей культуры.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

Но происходят катаклизмы: машина, под названием «культура», создающая смыслы, иногда ломается. И тогда в мире, который в основе своей остается стабильным, что-то меняется. Так, в библейском иудаизме, Книге Исая, рассказывается о великой космической битве, в которой Бог Израиля разделался с властелином моря и погрузил его останки в морские пучины. Казалось бы, в мире восстановилась определенная иерархия. Однако из текстов иерусалимского Талмуда мы узнаем, что властелин на самом деле продолжает жить в Тивериадском озере. И когда в публичной бане города Тверия происходит инцидент между тремя мудрецами и местным колдуном, мудрецы призывают господина бога, властелина моря, который уносит их обидчика в морскую пучину.

Этот рассказ показывает один из типичных теистических способов осмысления мифологического мира: никогда не происходит радикальных революций в мифотворчестве, чтобы всех богов отправили в даже условную ссылку. Они остаются, только действуют в других сферах, используются в другом качестве.

Возникает резонный вопрос: а после того, как одна божья элита сменила роли, а другая занимает свое важное иерархическое место, что же делать с миром? Что делать со Вселенной, которая тоже рождается в результате рассказов, в которых есть боги?

Метаморфозы Изиды и Сераписа

Кипервассер показал типичное «конвертирование» богов, когда их переводят из одного ряда в другой, на примере текстов Тосефта, Авода Зара, 5:1, и Вавилонский Талмуд Авода Зара, 43б, рассказывающих о человеке, который находит монету. На монете — изображение женщины, приложившей к груди младенца, и Сераписа, египетского бога плодородия. Женщина — это богиня Изис или Изида. Она, как известно, египетского происхождения, но была популярна в Римской империи до такой степени, что ее стали называть возлюбленной римлян. Наиболее распространенное изображение подает ее именно как кормящую мать.

Будучи родительницей Оруса в Египте, она становится матерью Арпокроатоса в Римской империи. И вместе с ее культом развивается последовательно эллинистический культ Сераписа.

Иллюстрация предоставлена проектом «Эшколот»


В Тосефта, Авода Зара, 5:1 автор текста, рассказчик, знает египетских богов, ведь монеты подобного рода имели хождение в Палестине. Он говорит, что следует отнести это к соленому морю, нельзя иметь подобного рода изображений. Однако в Вавилонском Талмуде, созданном в Месопотамии, мы видим интересный, типичный пример использования чужих богов. Раби Иегуда говорит об изображении кормящей и Сар-Апис (первая фонетическая запись из иврита, именно «Сарапис»). И не случайно пишет это двумя словами, поскольку Апис — имя мифологического египетского быка. Таким образом оказывается, что кормящая — это Сара, которая вначале была бесплодна, но, благодаря благословению Господа, родила и кормила грудью младенца.

Здесь, по словам лектора, наблюдается интересная игра значений. Сарапис — бог быка, апис — бог, он же — Юсеф, который в Библии назывался Шур — «теленок». И оказывается, что оба эти существа по недосмотру были восприняты людьми как боги, а они, на самом деле, библейские персонажи, которые живут вне времени и пространства в синхронном мифическом мире, где их и находят. Нет никакой Изиды и никакого Сераписа — богов конвертировали в двух библейских персонажей.

Сконструированный мир

«Прежде чем привести примеры того, как боги становятся демонами, стоит понять, что в рассказах происходит со Вселенной», — отметил Кипервассер.

Она конструируется отлично от наших современных знаний о ней. Мир статичный, комфортный для проживания.

По представлению людей Древнего Востока, мир был плоским округлым судном, которое плывет по волнам мирового океана. Он создан Богом, разделившим воды на верхние и нижние (суша — посередине). Наверху — подобный крыше небосвод, он покоится на горах, которые стоят в двух концах мира. Между «стенами» и «крышей» — «отверстия», окна. В одно из них каждое утро выкатывается солнце, которое проходит путь над сушей. Что происходит с ним потом? Мнения разнятся. Некоторые считают, что оно ныряет в воду, охлаждается, потом возвращается к месту утренней вахты. Есть мнение, что оно огибает мир, его крышу, но что с ним происходит там — не совсем понятно.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

У мира есть не только потолок, но и чердак, называющийся «тейт-илай», высшее пространство. Оно населено культовыми существами, среди которых — огромные лев и олень.

Где здесь тот, кто сотворил этот мир? Он находится за всем этим и с интересом наблюдает.

Так выглядела наиболее популярная космографическая модель в те времена (версия «земля — шар» тогда тоже существовала), этот мир наши рассказчики унаследовали от своих предков.

Спор о силе льва

И снова — к сюжетам, в которых есть мир, человек, бог. Рассказ из Вавилонского Талмуда, Хулин, 596. Появляется мудрец, то есть инсайдер, выражающий талмудическую идеологию, иной (иной в этом плане будет очень многозначный, это будет римский император). Кесарь рабби Иегошуа бен Ханания (император, реальный исторический персонаж, живший в Израиле во II веке) сказал, «что Ваш Бог уподоблен льву, согласно сказанному: Лев зарычал — кто не затрепещет? Господь Бог изрек — кто не станет пророчествовать? (Амос 3:8). Но в чем величие этого, ведь всадник убивает льва!»

И это один из очень характерных моментов талмудических рассказов. Кесарь подвергает сомнениям саму метафору о Боге, подобном льву. Почему? Потому что всадник убивает зверя.

Здесь убеждение кесаря основано на традиции, когда в персидской империи царь на охоте убивал выращенного при дворе льва в специально отведенном для этого заповеднике (подобные сцены запечатлены на сасанитских блюдах).

Ответ мудреца: «Не с обычным львом его мы сравним, но со львом из высшего места!» Таким образом, читателю и рабби Иегошуа бен Ханания напоминают о высшем животном, обитающем в тейт-илай.

Иллюстрация предоставлена проектом «Эшколот»


Описание дальнейшего диалога: «Сказал ему: Я хочу, чтобы ты показал мне его! Сказал ему: Не сможешь ты посмотреть на него! Сказал ему: Точно я буду смотреть на него!»

Мудрец молится, и лев выходит из своего убежища, направляется к месту дискуссии. Зверь преодолел только половину пути, а от его рыка уже беременные женщины разрешаются раньше времени, а мужчины в страхе теряют зубы. Кесарь падает с трона, после обращается к мудрецу: «Прошу я тебя, помолись, и пусть он уйдет в свое место!» Таким образом авторитет Бога Израиля был спасен.

Бог не простой лев, а из высшей сферы. Интересуется ли он тем, что происходит в мире? Есть ли ему дело до людей? В этом тексте иллюстративно дается ответ.

Предполагается, что у мифологических животных есть определенная роль в обеспечении незыблемости этого мира. Они лежат в своем логове, а попробуйте вытащить их оттуда — и Вселенная будет разрушена. Мир хрупок, и для него лучше, чтобы мифические существа и Бог находились за его пределами.

Теленок с огромной пастью

Следующий рассказ — из Вавилонского Талмуда, Таанит, 256. Его герой — Рабба бар Бар Хана, тоже вполне реальный исторический персонаж, мудрец из южной Месопотамии. Он появляется как в Талмуде, так и в палестинских еврейских текстах, причем в последних выступает просто как человек, который высказывает типичные мудрые суждения. В Талмуде же он непосредственно рассказчик, что было редкой формой повествования.

Рабба бар Бар Хана говорит: «Я сам видел того Ридию» (бога воды). И это не просто высказывание, а сообщение, призванное убедить в правдивости своих слов. Мифические существа появляются в этих рассказах часто, Ридия — в том числе. Рассказчик: «Он был похож на трехлетнего телка. Раздвинул он губы и встал между высшей пропастью и низшей пропастью». Здесь упоминается еще один элемент мифологической космографии — низшая и высшая пропасти. Первая, бездна, пучина, находится под сотворенным миром, вторая — над его небосводом. Ридия стоит между нижними и верхними водами, он чрезвычайно велик.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

Реувен Кипервассер обратил внимание на то, что выражение «раздвинул губы» употребляется в Талмуде только один раз. «Мне очень нравится этот рассказ по той причине, что в древних языках нет слова для обозначения улыбки, хотя для смеха есть, — сказал он. — Если мое предположение верно, Ридия улыбается. И эта улыбка имеет мифологическое значение, поскольку „Высшей сказал: Спусти свои воды! Низшей сказал: Возведи свои воды!“»

Ридия здесь играет примерно такую же роль, какая была у огромного трехного осла Хара из пехлевийских текстов на среднеперсидском языке. Это огромное существо находилось в мировом океане и орало чрезвычайно громко. Когда это происходило, верхние и нижние воды начинали двигаться навстречу друг другу — шел дождь.

«Появились цветы на земле; настало время пения, и раздается голос горлицы в земле нашей (Песнь Песней 2:12)».

Интимная лирика вод

Следующий текст — Берешит Рабба, 13:14, по словам ученого, важная антология V века. «Сказал рабби Шимон бен Эльазар: — Если сверху проливается тефах [дождя], земля навстречу ему поднимает два тефаха [воды]».

То есть дождь происходит тогда, когда нижние и верхние воды идут навстречу друг другу, пучина пучину призывает, было сказано в Тегилим. За этим скрывается мифологическая интеракция между верхними и нижними водами. Здесь не совсем простое взаимодействие, оно сродни интимному слиянию мужчины и женщины. «Сказал рабби Леви: — Верхние воды — мужские, а нижние — женские, и они говорят друг другу: — Прими меня, ты творение Святого, благословен Он, а я — посланец Его. Тут же [нижняя вода] принимает его [дождь] — об этом написано: раскроется земля (Исаия 45:8) — как раскрывается женщина перед мужчиной».

«Таким образом, дождь, по сути дела, это свадьба, — резюмировал лектор. — Это эротический акт между верхними и нижними водами».

Почему погиб Ормазд-Тиштрия

И еще один текст из Вавилонского Талмуда, Бава Батра, 73А. Голос рассказчика: «Я сам видел, как Ормазд, сын Лилий, прыгал с купола на купол крепостных укреплений городской стены, в то время как всадник мчался вдоль стены, внизу, но не сравнялся с ним. А однажды взял он двух мулиц, и установил их по обе стороны моста Ронгаг. И скакал с одной на другую, взявши в руки две чаши с водой, и переливал из одной в другую (в прыжке), и не пролил ни капли. И стал тот день и восстанет бурный ветер и высоко поднимет волны (Пс 107:26) Услышали о нем в Царстве и убили его».

Что мы знаем о герое? Он сын Лилий, у него несколько матерей-блудниц, что указывает на его демоническую природу. Но ведь Ормазд — это Ахурамазд, божество, провозглашённое пророком Зороастром — основателем зороастризма — единым Богом.

Таким образом, талмудический рассказчик дерзко говорит, что видел однажды демоническое существо по имени Ормазд. Происходит трансформация: боги иных — на самом деле демоны и колдуньи.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин


Что делает Ормазд? Держа в двух руках по чаше, переливает содержимое из одной в другую, при этом ни капли не падает на землю. И эти действия отзываются в мире катаклизмами. Почему?

Тут стоит отметить, что в Бундахишн, своде пересказов и комментарий одной из утраченных книг Авесты, содержится история об ангеле по имени Тиштрия, о трех его ипостасях. Одна из них — это великий бык, другая — мощный жеребец, а третья — юноша 15 лет, воин, которого на монетах изображали в образе Аполлона. Как повествует книга, Тиштрия в определенное время в году появлялся с чашей благословенной жидкости, которую переливал в другую чашу, вызывая тем самым дождь. Таким образом, оказывается, что и у него была функция, похожая на функцию Ридии или трехглавого осла. Однако же это в Бундахишн, в талмудическом рассказе он под именем Ормазда делает нечто обратное. Он не просто изливает дождь. Он маневрирует гидрологией этого мира так, что этот мир может быть разрушен. Становится трикстером, подвергает мир опасности. В результате трюков которого мир подвергается опасности. И потому ничего не остается сделать, как уничтожить его (демонов убить возможно).

Еще один вопрос, немаловажный: почему талмудический рассказчик конвертировал трехногое существо для мифологической ролей, но отказался сделать то же с Тиштрией, который мог быть и жеребцом, и Аполлоном? По мнению Реувена Кипервассера, можно предположить, что его гораздо легче было преобразовать в демона, нежели в бога.

Завершая свое выступление, ученый еще раз отметил, что рассказ рождается в результате опыта, умножает его и начинает влиять на мир, а также подчеркнул: конструированием мира посредством повествования занимаются и современные люди — правда, на другом, более высоком уровне.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Шолом-Алейхем и раннее еврейское кино

Жаннат Идрисова

​Семь знаковых фильмов о джазе

Жаннат Идрисова

Кочевник, уважающий кирпич

Читать по теме

​Валентина Степченкова: «А Карлсон — отрицательный герой»

Лекция филолога, переводчика и преподавателя Шведской школы в Москве Валентины Степченковой о том, какие книжки шведы читают своим детям.

19.01.2016 Тексты / Статьи

​Оказалось, они обожают играть в мяч

Зоолог Владимир Динец, автор книги «Песни драконов», рассказал о том, как крокодилы удивляют современную науку песнями, танцами и не только.

16.02.2017 Тексты / Статьи

​Брехт/ Беньямин: История еще одной дружбы

21 мая в Библиотеке Достоевского в рамках культурно-образовательного проекта «Эшколот» литературовед Эрдмут Вицисла представил свою новую книгу «Беньямин и Брехт — история дружбы».

29.05.2017 Тексты / Интервью

​Кафка. Осужденный и зритель

18 июня в летнем лектории парка Музеон (в рамках образовательной программы проекта «Эшколот») переводчик Татьяна Баскакова рассказала о своем видении двух притч Франца Кафки, «Перед Законом» и «Императорское послание».

27.06.2017 Тексты / Статьи