18+
18.10.2017 Тексты / Статьи

​Билл Карталопулос. Как прославился комикс в США

Записала: Ирина Лисова

Фотография: facebook Билла Карталопулоса

23 сентября в рамках «Бумфеста-2017» американский критик, куратор и редактор Билл Карталопулос прочел лекцию «Изменение культурного статуса комиксов в Америке».

Критерии

Говоря о культурном статусе комикса в США, стоит задаться вопросом — можно ли его считать произведением искусства, независимо от жанра: живопись или комикс — что угодно? Есть ли у него формальные признаки произведения искусства, и считает ли его общество произведением искусства. Так, у комикса присутствуют формальные признаки: это картинки, сопровождаемые текстом, расставленные в определенном порядке — одна за другой. Но они не всегда отвечают представлениям общества о комиксе. Дальше мы увидим несколько примеров. И попытаемся понять являются они частью высокой или частью массовой культуры.

Билл Карталопулос

критик, издатель и автор множества работ, посвященных истории комикса в США. Он же редактор антологии «Лучший американский комикс» (Best American Comics), которая выходит в стране ежегодно, начиная с 2006 года, тиражом 25 000 экземпляров. По его словам: «не уникального издания», а одного из ряда «лучшего американского...», выходящего ежегодно: «лучший американский комикс, лучшая американская фантастика, лучший американский короткий рассказ, лучшее американское эссе» и так далее.

Справка RA:

Читать дальше


К истокам

Прежде чем говорить об истории комикса в Америке, придётся вернуться в Европу. С XVIII века там были популярны плакаты, которые рассказывали рисованные истории. В XIX веке появился автор, который увидел в них пользу. Родольф Топфер. Его работы удивительно современны. Но в XIX веке идеи комикса просто не существовало. И когда он пытался обозначать свою работу, он не говорил, что это художественно, что это искусство. Он защищал свою работу, замечая, что она может быть полезна для образования детей из низших классов. То есть мы видим работу художника, который понимает, что его творчество обречено на статус низкой культуры.

Подобные иллюстрации появлялись в журналах в конце XIX века. И художники, которые делали похожие вещи, очень сильно повлияли на американских художников. Комикс пришел в американскую культуру через страницы ежедневных газет. Качество и технологии печати улучшалось. Тогда-то ежедневные газеты и начли печатать воскресный раздел. Именно для него американские художники, вдохновленные европейцами, стали рисовать первые комиксы.

Время экспериментов

Американские художники экспериментировали, развивая форму комикса, и это привело к тому, что мы знаем и видим сейчас. Они обнаружили, что прямоугольные фрагменты — очень эффективный способ рассказывать историю. А использование облаков — хороший способ донесения диалога. Самый конец XIX — начало XX века — экспериментальный период. Шли опыты с формой, а содержание довольно часто было очень простым. Это юмористичные истории с юмористическим насилием. Персонажи — смешные стереотипы, часто изображающие ту или иную этническую группу. Один из первых критиков ранних комиксов писал: «Любой издатель ежедневных комиксов должен пройти курс искусства, литературы». Тогдашние культурные авторитеты считали, что комиксы оскорбительны. Но были исключения, в частности в Европе. Например, «Малыш Немо в Сонной стране».

Несмотря на то что комиксы выходили в воскресных газетах, их культурный статус был под большим вопросом. Причем вопрос был не в том, высокая это культура или низкая, а насколько это приемлемая или неприемлемая часть низкой культуры.

Это успех!

Позже комиксы стали появляться не только в воскресных выпусках газет. В результате люди подсели на них. Они покупали газеты специально для того, чтобы читать комиксы. И если газеты не печатали их, то у них падали продажи. И очень легко понять, что становится успешным, потому что появляется мерчандайзинг. Например, в 1931 году начинает выходить комикс о Дике Трейси. Можно сказать, что он был успешен не только потому, что он публиковался много лет, но и потому, что о нем сняли фильм и создали соответствующие товары и игрушки. Конечно, публиковалось множество статей о большом успехе комиксов. И поскольку Америка — капиталистическая страна, подобное было мерилом успеха. И комикс стал приемлемой частью массовой культуры. Но, несмотря на то, что появилось много высокохудожественных комиксов, они не считались искусством.

Фрагмент иллюстрации Superman


Время супергероев

В 1920-1930 годах появились книжки комиксов. Они так называются, хотя, на самом деле, ближе к журналу. Изначально это были просто перепечатанные газетные стрипы. По-настоящему популярными они стали с дебютом Супермена в 1938 году. В отличие от других комиксов Супермена можно было прочитать только в формате книжки. Его взлет обеспечил успех и самому формату книги комиксов. Пример Супермена вдохновил издателей публиковать комиксы о других супергероях. Уже тогда появились Капитан Америка, Чудо-женщина и Бэтмен.

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны интерес к супергероям упал. Читателей привлекли другие жанры. В каком-то смысле это произошло потому, что комиксы стали читать более взрослые люди. Издатели пытались расширить аудиторию, выйдя за пределы подростковой среды. Появились драматические комиксы, истории о любви. Они стали популярны среди старшеклассниц. Очень популярны были криминальные комиксы, рассказывающие истории реальных преступлений. В 50-х годах одним из самых популярных жанров стал хоррор. И именно его успех нервировал некие силы американского общества. Точно так же, как раньше люди критиковали стрипы, они стали критиковать книги комиксов.

Война против комиксов

Психолог по имени Далтон Вертон написал множество гневных статей о вреде комиксов. Например, его статья «Ужас из детской» рассказывает о том, как дети, начитавшись криминальных комиксов и комиксов-хорроров, пытаются имитировать в своей комнате то, что увидели. Учителя, родители в нескольких городах организовывали сожжение книг комиксов. Кульминацией всего этого стали публичные слушания в Сенате США 1954 года, которые передавали по телевизору.

Жесткий урок цензуры

В середине 50-х годов комикс отцензурировали. Причем не со стороны государства. Сама индустрия комиксов приняла новые правила игры, чтобы избежать давления со стороны правительства. В этих правилах было записано, что добро должно всегда побеждать зло, полицейские и представители власти не могут изображаться в негативном ключе. Разумеется, все инновации в связи с этим, закончились. В этот момент комиксы стали неприемлемой частью массовой культуры. Комиксы о любви, комиксы о преступности и хоррор-комиксы исчезли. И на много лет установилось представление о том, что комиксы существуют только для детей. Эти правила вернули к жизни супергероев. Потому что именно комиксы о них могли показать победу добра над злом без реалистичного насилия. Появилось множество новых супергероев, родилась студия MARVEL.

Комикс уходит в подполье

В 60-х годах, когда в Америке, как и в других странах, появилась андеграундная культура, в США этой культурой стали хиппи. Которые, в свою очередь, стали родителями культуры андеграундного комикса. В конце 60-х — начале 70-х это молодые художники, которые создают собственные комиксы. Они были как раз в том возрасте, чтобы помнить, как в 50-х годах у них отобрали их любимые классные комиксы. Это была месть подавленных и угнетенных. Целое молодежное движение, рисующее комиксы для взрослых. И они, конечно, подчеркивали особенности контркультуры. Тогда же проявились голоса из гей-культуры и феминистской культуры, которые до этого в мейнстриме были просто не слышны. Создается сложная ситуация. Формально — это комиксы. Но общество не считает их комиксами, потому что комиксы должны быть про супергероев и для детей. Причем в некоторых случаях это высокое искусство, но обществу все равно. И получается в данном случае, что это не высокая и не низкая культура, а субкультура и контркультура. Но массовая и высокая культура считают комикс неприемлемым. После 14 лет жизни комиксов в андеграунде культуру комиксов освободили. И эти комиксы 60-70-годов расчистили путь новому поколению.

Шпигельман А. Маус. / Пер. с англ В. Шевченко. — М: Corpus, 2013. — 296 с.


«Маус»

Арт Шпигельман создал новую волну. Во времена андеграундного комикса он рисовал довольно экспериментальные комиксы. В 80-е он начал печатать кусками своего «Мауса», а в 1986 году собрал его в книгу. Это была первая часть. Она вышла у издателя, который выпускал традиционную литературу. «Маус» шокировал публику сразу по нескольким направлениям. В обществе все еще существовало представление о том, что комиксы — это только для детей. Идея о том, что комикс может затрагивать такую тему, как Холокост была шокирующей. А мысль показать евреев мышами, а нацистов котами казалась провокационной. Также очень шокирующей оказалась идея того, что комикс может выглядеть как обычная книга в твердой обложке и выходить в издательстве, которое выпускает литературу. «Маус» стал очень популярным, его оценили и критики, и читатели.

В США это самый уважаемый графический роман. Это история о родителях Шпигельмана, о том как они пережили Холокост. Если мы посмотрим на «Мауса» в предлагаемой системе кодов, то увидим, что эта история отвечает всем предложенным условиям. То есть она, безусловно, произведение искусства и общество с этим согласно. По форме это комикс и общество признает, что в данном случае комикс — высокая культура, в том смысле, что ее показывали в музеях и она выигрывала важные премии. Одновременно «Маус» и массовая культура, в том смысле, что вещь популярная, доступная, и широкий читатель ее любит. Очень редко можно найти комикс, который бы отвечал всем этим условиям.

В то же время вместе с «Маусом» появились еще две книги, которые помогли воплотить идею графического романа. В 1986 году вышли «Хранители» и «Бэтмен. Возвращение темного рыцаря» — в них снова, несмотря на кажущуюся подростковость и приключения, поднимались взрослые темы. В 1991 году опубликовали второй том «Мауса», а в 1992 году «Маус» получил Пулитцеровскую премию. На сегодняшний день это единственный комикс, получивший эту награду.

Признание

Появлялось все больше и больше авторов, рисующих собственные комиксы. К 2000 году издательства собрали эти брошюры и начали издавать книги в твердом переплете. Их появлялось все больше и больше в книжных магазинах и библиотеках. Они выглядят как типичные американские комиксы, но это очень толстый, трехсотстраничный формат со сложными темами. Преимущественно нон-фикшн.

Сакко Д. Палестина. / Пер. с англ. В. Шевченко. — СПб.: Бумкнига, 2016. — 296 c.


Одна из важных работ «Персеполис» Маржан Сатрапи. Кто не знает, она переехала во Францию и там описывала свою жизнь в Иране. В 2003 году ее роман был переведен на английский — очень важное событие. В это время США противостояли остальному миру в связи с событиями 11 сентября. Америка готовилась к вторжению в Ирак тема Ближневосточного региона всех очень интересовала. Еще один важный автор Джо Сакко, который создал несколько графических романов о жизни в Палестине.

Комикс сегодня

Сейчас критерии того, что такое комикс достаточно размыты. Литература это или нет? Появляются книги для юных читателей. Одновременно создается странная ситуация, что комиксы отошли от супергероев, а кинематограф взялся за них. Кроме того, проводится множество фестивалей и конвентов и даже приличные люди вроде вашего учителя и врача, участвуют в косплее. А ведь долгое время это были мероприятия для участников комикс-сообщества, где они собирались посмотреть на себе подобных. А сейчас люди могут идти на тот же «Комикон» и вообще не интересоваться комикс-культурой. Теперь по комиксам снимают кино, делают игрушки. Но форма комиксов и культура, которая их окружает, не совпадают.

Как мы увидели на примере «Мауса» он достиг уровня литературы, он был признан, получил престижную премию. Однако комиксы — это не только про литературу. В них есть текст, есть письмо, но есть и рисунок. Существуют художники, которые заинтересованы больше в развитии визуальной стороны комикса. Целое поколение молодых художников выступает за то, чтобы использовать те идеи, которые пришли из современного искусства.

Литературный мир принял комиксы, в которых есть сильный повествовательный элемент. Но многие галереи и музеи только сейчас начинают «принюхиваться» к комиксам как произведениям визуального искусства.

В истории искусства есть произведения, которые, конечно, никто не называет комиксами, но они их очень напоминают. Например, серия «Быка» Пикассо.

И как когда-то комиксы признали достойными литературы, так теперь они стремятся быть достойным звания визуального искусства.

Другие материалы автора

Ирина Лисова

​Об актуальных событиях детской литературы второй половины сентября 2017

Ирина Лисова

​Об актуальных событиях детской литературы начала октября 2017 года

Ирина Лисова

​Искусство — детям. Метод Барб-Галль

Ирина Лисова

​Об актуальных событиях детской литературы второй половины октября 2017

Еще рецензии

​Музыка будущего

Со 2 по 7 октября в Москве проходил фестиваль Everything is real, посвященный музыке американского композитора Элвина Люсье — смелого экспериментатора, продолжателя и ученика пионера академического музыкального авангарда Джона Кейджа. Корреспондент Rara Avis Дарья Лебедева сходила на концерт в Новом пространстве Театра Наций и услышала пять композиций Элвина Люсье.

12.10.2017 Тексты / Статьи

​Песнь о ней

Писатель-пешеход Владимир Березин об одной искусствоведческой работе Виктора Пелевина.

13.10.2017 Тексты / Рецензии

​«Царь Борис» в Малом театре

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о калошах счастья и возрожденном «Царе Борисе» в Малом театре.

13.10.2017 Тексты / Авторская колонка

​Тук, тук, сердца стук

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в прокат драме Бориса Хлебникова «Аритмия».

18.10.2017 Тексты / Рецензии