18+
06.10.2017 Тексты / Рецензии

​Искусство — детям. Метод Барб-Галль

Текст: Ирина Лисова

Иллюстрация: František Kupka, Piano Keys Lake, 1905 / Národní galerie v Praze

Детский писатель Ирина Лисова рассказывает о французском способе разъяснения искусства детям.

Петербургское издательство «Арка» первую свою книгу выпустило в 2006 году. И так как оно давний партнер Государственного Эрмитажа, то его ориентация на выпуск книг по искусству самых разных жанров и направлений не удивительна.

Но два издания пользуются особым спросом у родителей. Их автор Франсуаза Барб-Галль. Это французская писательница, искусствовед. Ей написано несколько книг об искусстве. И все они очень популярны. Некоторые переведены на русский язык. В том числе «Как говорить с детьми об искусстве» и «Как говорить с детьми об искусстве XX века. От модернизма к современному искусству».

Не удивительно, что книги Барб-Галль так популярны. Ведь ко всему прочему, она еще и педагог. Преподает в Школе Лувра, довольно престижном высшем учебном заведении, созданном в 1882 году. И как педагог Барб-Галль подходит к изучению искусства не абы-как, а предлагает целую методику.

А что еще нужно маме, которая поставила перед собой цель — приобщить чадо к прекрасному?

Здесь французская писательница становится отличным советчиком. Она не только объясняет, как познакомить ребенка с искусством так, чтобы не пострадали ни хрупкая детская психика, ни само искусство, попав раз и на всегда в рейтинг чего-то суперскучного, но и дает ряд практических советов. Попутно Барб-Галль задает вопросы, о которых обыкновенная мама, решившая привести свое чадо в музей, и не задумается. Какая должна быть погода в первый поход? Какие картины и в каком возрасте лучше понимаются? Как дать ребенку понять и прочувствовать изображенное на картине? В общем, делает все возможное для того, чтобы первая встреча с прекрасным стала менее травматичной для всех сторон, включая родителей, которые не редко теряются, обнаружив, что ребенок не торопится упиваться прекрасным .

Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. / Пер. с фр. Н. Лебедевой. — СПб.: Арка, 2007. — 192 с.


Часто бывает — приходишь в музей, смотришь на картину и, вроде, все понятно. Но что-то все равно ускользает. Так вот, Франсуаза Барб-Галль предлагает исходить именно из тех впечатлений, которые проявляются у зрителей перед полотнами великих художников.

А уже затем предлагает искать ответы на вопросы о том: как картина связана с реальной жизнью? Идеализировал художник реальность или исказил ее? Хотел он потрясти зрителя или погрузить его в созерцательное настроение? А после предлагает анализировать живопись.

То же самое и с книгой об искусстве ХХ века. Дается метод, ответы на типичные вопросы. Но Барб-Галль не просто объясняет, как говорить о картинах нового времени, а поясняет, как видеть и понимать их.

Отдельно, во вступительной части, она затрагивает и щекотливую тему: почему мы зачастую не можем понять современное искусство, что ждем и что получаем, и отчего наши ожидания не всегда оправдываются. Согласитесь, порой о таких вещах стоит говорить даже со взрослыми посетителями выставок Contemporary art, тыкающих пальцами в картины и заявляющих о том, что и они бы так смогли нарисовать.

В этой книге, как и в первой, материал о картинах распределен по возрасту ребенка. Сначала рассказывается о том, что стоит показывать детям 5-7, затем — 8-10 и 11-13 лет.

Например, 5-7-леткам предлагается рассмотреть картину из Национальной галереи в Праге (Чехия) Франтишека Купки «Пианино» поработать со впечатлениями ребенка. Взрослый обращает внимание ребенка на то, как расположен инструмент на холсте. «Художника интересует не само пианино (он ведь не изобразил инструмент целиком), а игра музыканта, сосредоточенного на своих нотах», — дает подсказки Галль. Заостряется внимание на красках: «Некоторые одеты в красное. Красный цвет контрастирует с остальными цветами в картине и делает ее более приятной для глаз. Красный — теплый цвет, он напоминает языки пламени; а если мы представим себе тот же фрагмент, но без красного, нам станет немного зябко. Там не очень светло. Судя по темно-синему цвету воды, это вечер. Свет с трудом пробивается между ветвями деревьев, растущих вокруг озера. В воде отражается облако, а вдали, над горами, виден клочок ясного неба. Наверное, вечер не такой уж и поздний».

Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве XX века. От модернизма к современному искусству. Пер. с фр. А. Поповой. — СПб.: Арка, 2015. — 180 с.


В 8-10 лет уже можно, по совету автора, обратить внимание на то, как на картине передается движение и как оно работает на смысл картины: «От лодки по воде расходятся круги.

По этой детали мы понимаем, что лодка плывет. Чем дальше уходит лодка, тем больше круги. Это движение воды подобно распространению музыки в пространстве...».

Галль акцентирует внимание на том, как цвета делят композицию на части. И снова возвращается к вопросу о том, почему автор не изобразил инструмент целиком. Но теперь ответ совсем иной: «Когда ему пришлось бы показать и пианиста, и это был бы уже обычный сюжет, просто жанровая сценка. Купка предпочел уделить больше внимания пейзажу, а пианино изобразить только частично: инструмент для него менее важен, чем способность музыки передавать чувства».

В 11-13 лет подход к живописи совсем иной. Звук нарисовать невозможно, «но с конца XIX века художники часто пытались преодолеть границы <...>. Они искали возможность показать сходство между ними...». Младшим подросткам она предлагает задуматься на примере картины Купки над тем, как живопись и музыка влияют друг на друга. А также поясняет, что такое фигуративная, переходная и абстрактная живопись...

Впрочем, у книг Барб-Галль есть один минус — это то, что оригиналы картин находятся в зарубежных музеях. И не каждый русскоязычный читатель, тем более имеющий детей, способен выехать за границу, чтобы показать ребенку шедевры мировой живописи. Но, тут, думаю, можно призвать на помощь Интернет. Найти хорошие репродукции или даже совершить виртуальную прогулку по какому-нибудь европейскому музею. Современные технологии это позволяют. К тому же никто не мешает, вооружившись методом французского искусствоведа посетить, например, Русский музей или Третьяковскую галерею. Ведь подбирать ключи к картинам с помощью Барб-Галль вы уже научились...

Другие материалы автора

Ирина Лисова

​Об актуальных событиях детской литературы второй половины марта 2017

Ирина Лисова

​Об актуальных событиях детской литературы первой половины сентября 2017

Ирина Лисова

​Об актуальных событиях детской литературы второй половины сентября 2017

Ирина Лисова

​Об актуальных событиях детской литературы начала октября 2017 года