18+
09.01.2019 Тексты / Статьи

Любимая рыба Бога

Записала: Алена Бондарева

Фотография: предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

Об играх древних чудовищ Левиафана и Бегемота и мессианских временах.

13 декабря 2018 года искусствовед Борис Хаймович (Израиль) в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», при поддержке фонда «Генезис», в магазине «Книжники» прочел лекцию «Левиафан и Бегемот. Метаморфозы средневековых образов».

Кто такие Левиафан и Бегемот?

Два эпиграфа к лекции.

Эпиграф визуальный:

На картине из синагоги в румынском городе Тимишвара изображена большая рыба, похожая на карпа. Над рыбой написано, что это — Левиафан, шкура которого будет использована для сукки, в которой будут сидеть праведники в мессианские времена.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот»


На другом слайде представлена роспись восточной стены синагоги в маленьком местечке Песчанка на Украине, где два существа Бык и Рыба двигаются навстречу друг другу. Это Бегемот и Левиафан.

Эпиграф вербальный: Фрагмент из стихотворения Генриха Гейне «Диспут».

В море есть Левиафан —
Так зовется рыба бога, —
Каждый день играет с ней
Наш великий бог немного.

Только в день девятый ава,
День разрушенного храма,
Не играет бог наш с рыбой,
А молчит весь день упрямо.

Целых сто локтей длина
Этого Левиафана,
Толще дуба плавники,
Хвост его — что кедр Ливана.

Мясо рыбы деликатно
И нежнее черепахи.
В Судный день к столу попросит
Бог наш всех, кто жил во страхе.

Обращенные, святые,
Также праведные люди
С удовольствием увидят
Рыбу божию на блюде.

Еврейские мастера, украшавшие синагоги и оформлявшие рукописи в Восточной Европе в XVIII — первой половине XX веков испытывали особое пристрастие к изображению Левиафана (и Бегемота). О том, что перед нами изображения именно Левиафана свидетельствуют соответствующие надписи. Так, в рукописной таблице в «память славного раввина...», изготовленной Залманом Сегаловичем в Вильно в 1848 г., внутри свившейся в кольцо рыбы написано: «Этот Левиафан изготовлен для трапезы (сеуды) праведников», а мастер Элиэзер Гурфинкель, поместивший Левиафана на свод синагоги в Небыльце в 1906 г., написал: «Этот Левиафан создан для забавы».

Фотография предоставлена проектом «Эшколот»


Мы видим, что в одном случае Левиафан изображён как простая рыба, а в другом напоминает полу-рыбу полу-змею, которая кусает свой собственный хвост, а Бегемот всегда выглядит как Бык, как это изображено на миниатюре Сегаловича или в росписи синагоги в Песчанке. Помимо этого, все три подписи к изображению Левиафана свидетельствуют о разных предназначениях этого существа.

Откуда происходят эти противоречивые представления?

Проблема формы Левиафана обусловлена библейскими текстами, упоминающими это создание. (Имя Левиафана встречается в Библии 6 раз, только в поэтических отрывках (Иов 3: 8, Пс.74: 14, 104: 26, Иса. 27: 1 (дважды). Оно происходит от корня Лви«, «твист, виток» и означает «извилистый», обозначаемый как змея«. Так, в книге Исайи (27:1) Левиафан назван (Левиатан нахаш бариах) «змей проникающий (прямобегущий)», «змей извивающийся» (Левиатан нахаш акалтон) а так же «чудовище танин, которое в море» (танин — крокодил). Упоминание Левиафана в Псалмах (Пс. 74:14, Пс. 104:26) имеет аллегорический характер и не затрагивает его облика. И только текст книги Иова (3:8, 40:25 — 41:26) изобилует яркими зрительными образами с описаниями исполинских размеров, мышечной силы, гибкости хребта, окаменелости сердца, и огнедышащей свирепости этого монстра.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин


Бегемот — парное Левиафану существо, но нужно понимать, что имеется в виду не бегемот и не гиппопотам, а некое неопределённое животное, скорее всего, травоядное — скотина (от ивритского «бехема»). Соответственно, возникает необходимость вычленения его из общего класса. В той же книги Иова про Бегемота сказано «траву как вол он ест». Вероятно, именно эта фраза послужила основой для всех дальнейших представлений Бегемота в виде Быка. Это подтверждается и в дальнейших талмудических текстах, которые мастера используют в подписях к изображению Бегемота и Левиафана. Большинство этих тестов относятся к Вавилонскому Талмуду (трактат Бава Батра). Именно в этих текстах и сказано, что «в будущем мире Всевышний соорудит сукку для праведников из шкуры Левиафана», и упоминается мессианский банкет, на котором праведники будут поедать чистую плоть Левиафана и Бегемота (Бава Батра 75а). Из текста Вавилонского Талмуда мы также узнаём, что Всевышний лишил обоих монстров их женской пары, а самих монстров кастрировал, поскольку их любовные игры были разрушительны для окружающих. Важно заметить, что именно эти два монстра могли бы претендовать в несуществующем еврейском бестиарии на роль единственных оригинальных, созданных внутри собственно еврейской традиции животных.

Почему Левиафан свит вокруг себя?

В ашкеназских рукописях XIII-XIV веков из Южной Германии, вероятно, впервые в еврейской традиции появляются два визуальных образа Левиафана: в виде рыбы, свёрнутой в кольцо, и в виде обычной рыбы.

Так, в самом раннем изображении, в знаменитой «Ambrosian Bible» (1236-1238), где эти монстры помещены в верхней половине листовой миниатюры, Левиафан изображён в форме свернувшейся рыбы, а Бегемот — в виде красного быка. В нижней половине миниатюры изображен тот самый мессианский банкет с яствами из чистой плоти этих существ, который упомянут в Талмуде. В другой рукописи, представляющей собой компендиум различных текстов (Северная Франция, XIII в.) из собрания Британского Музея, каждому из монстров отведена отдельная страница, и каждая миниатюра подписана. Левиафан, изображён также в форме свернувшейся в кольцо рыбы, хвост которой находится на уровне рта, Бегемот — в виде Быка, с соответствующим названием Шор ха-Бар (Дикий Бык). Третья рукопись, махзор из Франконии, XIII век, изображает двух монстров Левиафана и Бегемота в композиционной связке, они столкнулись между собой лбами, и это неслучайно. Как видим, во всех трёх случаях Левиафан изображён определённым образом, а Бегемот — это всегда дикий бык.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот»


Подобная форма Левиафана, возможно, связана с текстом грамматиста и комментатора Библии Давида Кимхи (XII в.), который в комментарии к Исайе (27:1) пишет, что Левиафан называется «акалтон» — скрученный, поскольку из-за своего гигантского размера он был вынужден скрутить себя, чтобы поместиться в море. Однако, этот комментарий Кимхи восходит к более раннему тексту, которым является пиют (литургический стих), написанный выдающимся пайтаном (автором литургических стихов) Элиэзером бен Каллиром (жившем в Палестине в VIIв.,). В этом пиюте, который входит в литургию праздники Тиша бэ-Ав (связанную с разрушением Храма) сказано: «Его хвост, крепко зажатый во рту, опоясывает Великое Море, как кольцо ». Левиафан у Каллира предстаёт как самое грандиозное творение Всевышнего. Его металлическая чешуя сияет всеми цветами радуги, его тело покрыто 365 глазами, а его помощниками является пара змей под названием «танинов», что свидетельствует о том, что сам Каллир пользовался различными апокрифическими текстами, которые до нас не дошли. Поэма начинается с изображения праведников, гуляющих в Райском Саду наслаждающихся божественной музыкой и созерцанием облика трёх монстров (Левиафана, Бегемота и птицы Циц) предназначенных для мессианской пищи последних дней.

Однако, кульминацией поэмы Каллира становится описание двух битв, битвы между Левиафаном и архангелом Гавриилом, которое напоминает гладиаторскую схватку, и окончательной битвы между Левиафаном и Бегемотом, которое заканчивается жертвоприношением. Бог закалывает оба существа, и буквально, как это описано в стихе у Гейне, готовит пищу для праведников. Исторический контекст позволяет нам понять как текст пиюта VIIв. мог повлиять на мастеров живших в XIII в. Именно в эту эпоху в Южной Германии в регионе Франконии было создано множество пиютов, в которых центральными персонажами становятся Левиафан и Бегемот. Наибольший интерес для нас представляет пиют созданный Меиром бар Исааком из Вормса (начало XI в.), который, в определённом смысле, можно рассматривать как компиляцию пиюта Каллира. В нём подробно описана битва между двумя монстрами, и хотя о форме Левиафана, в нём не упоминается, очевидное знакомство Меира бар Исааком с источником, позволяет предположить, что именно стих Каллира может служить оправданием подобной иконографии.

Важно заметить, что историческим контекстом появления этих пиютов, описывающих пир праведников в мессианские времена с поеданием плоти Левиафана, могли послужить эсхатологические настроения связанные с миллениумом (сменой тысячелетий), который приходился на 1240 г. (5000 по еврейскому календарю), и с которым было связано представление о наступлении мессианских времён. Другим контекстом эпохи являлись эсхатологическими настроения, бытовавшие в кругу немецких хасидов как следствие Крестовых походов. Не случайно рукописи, в которых появляются миниатюры с изображением Левиафана и Бегемота, по времени и месту происхождения совпадают с регионом бытования этого духовного течения. В частности, в знаменитой книге «Сефер Хасидим», написанной лидером этого движения Иуды Хасида, а так же в книгах его апологетов есть подробное упоминание о трапезе праведников и поедании плоти Левиафана в мессианские времена.

Левиафан в христианской традиции

Фотография предоставлена проектом «Эшколот»


Обсуждая свёрнутую форму Левиафна и его значение в еврейской традиции важно сравнить этот образ с традицией христианской, где Левиафан (и Бегемот) так же играет значимую роль. Христианское понимание сути этих существ вытекает из тех же библейских текстов пророка Исайи и «Книги Иова», и комментаторской традиции отцов церкви. В христианской традиции Левиафан семантически связан с дьяволом, и, даже, буквально ассоциируется с самим дьяволом, как это описано у Григория Великого и Фомы Аквинского, и изображено в рукописных миниатюрах. Так, в описании и иллюстрациях к Иову из знаменитого компендиума «Либер Флоридус», 1120 года, мы видим дьявола, восседающего верхом на Бегемоте, и Антихриста, восседающего на Левиафане. Оба изображены в виде драконов. В миниатюрах XIII в. из различных списков «Морализованной Библии» («Moralized Bible») Левиафан воплощает собой пасть дьявола, через которую грешники сходят в ад. Другая форма Левиафана, связана с буквальной иллюстрацией стиха из Иова 41:14, «Можешь ли ты удою поймать Левиафана?», смысл которой сводится к тому, что только Бог всесилен над своими творениями. Визуальным воплощением этой идеи о всесилии Всевышнего становится миниатюра, изображающая Бога, который ловит рыбу — Левиафана на крючок. В миниатюре из рукописиHortus Deliciarum, созданной между 1159-1185 годами монахиней Герардой из Ландсберга (Эльзас) Бог опускает удочку и выводит Христа из пасти Левиафана, который одновременно олицетворяет Ад, в то время как удочка — это родословная Иисуса, реализованная в виде известного иконографического сюжета «древо Ессеево».

Фотография предоставлена проектом «Эшколот»


Таким образом, усмотреть в христианском окружении связь или влияние на еврейскую иконографическую традицию представляется проблематичным.

Однако, существуют и другие модели. Таковыми могут оказаться алхимические трактаты, в которых, например, замкнутый цикл возгонки, или создания философского камня иллюстрируют замкнутые кольцевые существа, изображённые в виде драконов. Другое дело, что их влияние на еврейскую традицию не очевидно, в частности, потому что самые ранние алхимические рукописи с подобным изображением нам известны с XV века. Ещё одним потенциальным источником модели можно считать изображение кольцевых драконов, которые появляются среди прочих гротесков на капителях и фронтонах романских соборов. Ярким примером могут служить соответствующие барельефы на романской капители собора в Вормсе (1140-1160). Заметим, что эти изображения на соборах и миниатюры в еврейских рукописях сосуществовали в едином пространственно-временном континууме.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин


Новая эпоха

Левиафан на памятниках XVIII — XIX веков, появляется в той же форме свёрнутой рыбы, как и на миниатюрах из ашкеназских рукописей. Подобное повторение столь оригинальной формы, позволяет говорить об очевидной связи с рукописной миниатюрой и продолжении средневековой традиции. Это означает, что в Восточной Европе циркулировали другие (помимо трёх указанных выше) неизвестные нам средневековые рукописи (или, по крайней мере, рукопись, скорее всего, махзор), где был изображён свёрнутый в кольцо Левиафан, послуживший моделью для художника, расписывавшего синагогу.

Вместе с тем, очевидно, что возрождение, а затем повсеместное распространение этого образа было действием осмысленным, а не случайным.

Первым делом, обращает на себя внимание вновь возникший интерес к этому Творению Всевышнего в поздней комментаторской традиции XVI-XVII вв., главным образом, среди представителей мистических школ, которые буквально переосмысливают заново семантику образа Левиафана, основанную на талмудических текстах. Так, вполне позитивистскому традиционному предназначению Левиафана служить мессианской пищей, обозначенному в более ранних текстах, придаётся аллегорический или даже метафизический смысл. Выдающийся каббалист из Италии Менахем Азария из Пано (1548-1620) полагает, что во время мессианской трапезы с поеданием Левиафана с небес упадёт «хлеб небесный» — манна.

В комментариях Моше Альшиха (1507-1600) ученика Иосифа Каро, мистика из Цфата, поедание Левиафана трактуется как обретение духовной полноты или духовного совершенствования.

В текстах позднего Средневековья заново интерпретируется и предназначение шкуры Левиафана, которая ранее предполагалась для сукки праведников. Выдающийся талмудист и учёный (врач) Eliezer (Lazer) ben Elijah Ashkenazi (1512-1585) высказывает мнение, получившее широкое распространение: «в мессианские времена Всевышний разложит шкуру Левифана на стенах Иерусалима, которого предуготовил в начале мира для его конца». Еврейский философ-каббалист из Франкфурта Илья Лунц обосновывает кольцевую форму Левиафана, как змея извивающегося, который поместился в море посредством скручивания, потому что свернул сам себя, ибо не смог расположиться в пространстве.

Вне зависимости от того, является ли подобное представление о свернувшемся Левиафане оригинальной мыслью самого Лунца, или оно заимствовано (а, может быть, вызвано зрительным образом из рукописной миниатюры), показателен тот интеллектуальный контекст, который способствовал созданию художественной программы росписей деревянных синагог конца XVII— начала XVIII веков, где Левиафану было отведено одно из центральных мест.

Фотография предоставлена проектом «Эшколот»

В самой ранней из известных нам росписей синагоги в Ходорове (1714) Левиафан изображён в форме свернувшейся в кольцо рыбы, которая окружает собой город с куполами и башнями. Левиафан помещён в правой части единой композиции, украшающей люнетту свода. В левой части композиции изображён лежащий Бык — Шор. Эта новая иконографическая модель — Левиафан, окружающий город — повторена затем в росписях синагог в Гвоздеце (1721) и синагогах Южной Подолии (Украина): Смотриче (1745) Миньковцах (1776), Михалполе (1762) Ярышеве (1779). Бегемот — Бык аккомпанирует в этих росписях Левиафану, однако в этих сценах нет ни малейшего намёка на то, что эти существа должны сойтись в поединке. Бык лежит в состоянии умиротворения и покоя, а Левиафан безмятежно раскинулся на водах. При этом мастера из Подолии изображают сельский пруд, где плавают утки, а мелкие рыбки выпрыгивают из воды, чтобы посмотреть на удивительное чудовище. Мастера по-своему приручают этих животных, создавая уютный образ домашнего животного или озёрной щуки. Вместе с тем, за этими одомашненными образами скрывается интригующий подтекст. Левиафан, обвивший собой город с башнями и куполами, очевидно, находит своё объяснение в приведённом выше комментарии Eliezer (Lazer) ben Elijah Ashkenazi, где говорится, что в мессианские времена Всевышний украсит стены Иерусалима шкурой Левиафана. Логично предположить, что город, который обвил собой Левиафан — это и есть Иерусалим.

Будучи мессианским символом, Левиафан в эту эпоху появляется не только в росписях синагог, но и на рельефах арон-кодешей, на титульных страницах пинкасов религиозных братств, на надгробных рельефах, где он означает мессианские времена, бессмертие, восстание к жизни.

К концу XIX века Левиафан в росписях синагог претерпевает ещё одну метаморфозу и становится образом космогоническим. Левиафан, изображённый как гигантское кольцевое пространственное существо в центре свода, вокруг окна или внутри бимы (как это мы видим в росписях синагог в Черноострове, Сандомеже, Ланцуте) охватывает собой воды, небеса, заполняет собой пространство между водой (землёй) и небом; в то же время он является визуальной метафорой времени, поскольку соединяет собой начало и конец времён. Левиафан сотворён в пятый день творения и предназначен для трапезы последних дней.

И последнее, остаётся загадка Левиафана, созданного Всевышним, в качестве любимой игрушки. Эта история, как известно, заканчивается печально. В мессианские времена, Всевышний «собственноручно» приносит свою любимую игрушку в жертву, и готовит из её плоти ритуальную трапезу, что вызывает ассоциацию с другой известной историей, и, возможно, пародийно намекает на таинство евхаристии.

Другие материалы автора

Алена Бондарева

​Игорь Шпиленок: «Живу в медвежьих местах»

Алена Бондарева

Курс Шишкина

Алена Бондарева

​Фредерик Пажак: «Детских рисунков Ван Гога нет»

Алена Бондарева

​Бодуэн: «Я понимаю, как работает поэзия»

Читать по теме

​Оказалось, они обожают играть в мяч

Зоолог Владимир Динец, автор книги «Песни драконов», рассказал о том, как крокодилы удивляют современную науку песнями, танцами и не только.

16.02.2017 Тексты / Статьи

​Кафка. Осужденный и зритель

18 июня в летнем лектории парка Музеон (в рамках образовательной программы проекта «Эшколот») переводчик Татьяна Баскакова рассказала о своем видении двух притч Франца Кафки, «Перед Законом» и «Императорское послание».

27.06.2017 Тексты / Статьи

​Шолом-Алейхем и раннее еврейское кино

25 сентября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», осуществляемой при поддержке фонда «Генезис», в Государственном институте искусствознания профессор литературоведения Бер Котлерман рассказал о том, что такое инсайдерское еврейское кино и какие фильмы хотел снимать писатель Шолом-Алейхем.

05.10.2017 Тексты / Статьи

​Что такое древнееврейская магия?

15 октября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», проходящей при поддержке фонда «Генезис», в библиотеке Достоевского профессор религиоведения Юваль Харари рассказал о заклинаниях, волшебных чашах и магических черепах древних евреев.

25.10.2017 Тексты / Статьи