Хватит молчать!
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография с сайта kinopoisk.ru
О самом «негромком» хорроре последних лет — обозреватель RaraAvis Жаннат Идрисова.
«Тихое место» Джона Красински встряхивает эмоционально буквально с первых кадров и держит в напряжении до самого конца. И потому сюжетные огрехи и штампы — это последнее, что вспоминаешь после сеанса. И тут же об этом забываешь.
Недалекое будущее — 2020 год. Глухой, буквально медвежий уголок Америки с лесами и горами облюбовали три странных чудовища. Сложением они напоминают человека, однако на голове у них нет глаз — только уши и специальные сенсоры для улавливания малейших звуков. Едва заслышав шум, например, человеческий крик, слепые монстры молниеносно являются к этому месту и убивают того, кто нарушил тишину.
Непонятно, откуда они взялись (то ли из космоса, то ли из недр земных или пучины морской) — видимо, авторы посчитали необязательным указать происхождение злой силы. Не совсем также ясно, только Штаты пострадали от этих монстров, или другие страны тоже терпят бедствие. Однако вскоре мы перестаем задаваться этим вопросами: все внимание переключается на главных героев фильма.
Муж и жена Ли и Эвелин Эбботы (Джон Красински и Эмили Блант, супруги и в реальности) с тремя детьми живут на затерянной в лесах небольшой ферме. Долгое время им удается спасаться от лютых убийц. Они так обустроили свой быт, что в доме не раздается ни стука, ни скрипа, ни громкого разговора. Все члены семьи ступают по половицам осторожно и всегда босиком. Объясняются между собой только знаками, их общение фактически разговор глухонемых. Примечательно, что в совершенно странных, а порой страшных условиях, люди не изменяют привычному ходу вещей: ходят за провиантом, готовят вкусные ужины, собираются вместе за столом, взявшись за руки, одними губами произносят молитву. Потом читают при свете лампы, танцуют или играют в настольные игры. И все это почти в абсолютной тишине — по-другому нельзя, иначе пропадешь.
И мы видим, даже физически ощущаем, как это тяжело — жить без голоса, без привычных звуков. От этого страдает даже дочка Эбботов, 12-летняя Реган (Милли Симмондс), которая вроде бы должна спокойно принять ситуацию, ибо она с рождения глуха. Ей хочется так же, как и другим, слышать звуки, пусть их сейчас и немного даже в стенах родного дома. Отец, талантливый инженер, пытается ей помочь, мастерит слуховые аппараты, но тщетно. Мир для девочки как немое кино.
Почти полтора года Эбботы живут именно так — тихо, неприметно, потому вполне благополучно. Лишь роковая случайность, в которой Реган будет винить себя, приведет к гибели одного из членов семьи. И это станет началом настоящей войны между людьми и кровожадными монстрами.
Чем закончится драматичное противостояние, каждый зритель решит для себя сам, у него есть возможность выбрать финал. Что хотелось бы отметить, так это замечательную игру всех актеров, включая юных Ноа Джупа (сыграл Маркуса Эббота) и Кейда Вудворта (Бью Эббот). Они и без важного инструмента — голоса — сумели передать все переживания своих персонажей. А Милли Симмондс наверняка было особенно трудно (девочка, как и ее героиня ничего не слышит — потеряла слух в раннем детстве из-за врачебной ошибки), однако она блестяще справилась с ролью.
Хотя сказать, что фильм абсолютно «немой» нельзя — иногда до нас долетают еле слышные фразы героев. И обращенные к мужу слова Эвелин: «Найди детей, спаси их, какие же мы родители, если не можем защитить детей» в свете недавней кемеровской трагедии способны буквально разодрать сердце.
Из актуальных трендов в «Тихом месте» присутствует идея феминизма, причем подана она мастерски. Почти полтора часа месседж «Мужчина — главный защитник, воин и победитель» явно доминирует над робким «Женщина тоже способна бороться», ну а потом...
В конце уже задумываешься: а ведь можно было сразу решать проблему не тем, что скользить безмолвной тенью и даже горестный крик заглушать ладонью, а несколько иначе. Потому что всю жизнь молчать не получится.