18+
08.03.2018 Тексты / Рецензии

​Разговор с Богом. Вася и Будда

Текст: Наталия Тарковская

Фотография из архива Н. Грекова

О Самсаре и авторском моноспектакле «Здесь был Вася» Никиты Грекова рассказывает Наталия Тарковская.

Спектакль в стиле стрит-арта и урбанистического неошаманизма. Человек в недрах города спрашивает — кто я, зачем я здесь? Перед нами монодиалог и разговор с Богом. Человек, вписанный в эстетику урбанизма, творит свою магию, магию жизни, ищет выход, выход из Самсары.

Спектакль начинается ещё до начала. Вася — обычный, один из нас, Вася — собирательный образ, маленький человек. И вот он неожиданно, немного нелепо выходит на сцену. Грубоватый, простоватый, как бы немного примитивный, сначала смешной. Да, такой забавный и немножко странный герой.

Премьера спектакля состоялась в апреле 2016 года в алма-атинском театре «АРТиШок» под руководством режиссера Вероники Насальской.

После премьеры спектакль начал путешествовать по разным городам России. Никита Греков и его жена и звукорежиссер спектакля Елена Грекова объехали множество городов Сибири. Недавно спектакль успешно прошёл в Краснодаре, Уфе и Санкт-Петербурге.

Очень важную роль в постановке сыграли декорации Владимира Кужеля, заслуженного художника, лауреата Государственной премии Республики Казахстан.

Справка RA:

Читать дальше


Сначала нам зрителям нравится наблюдать за ним, слушать его нелепые вопросы, отвечать на его странные шутки, обращенные к залу, и, казалось бы, все так и продолжится лёгким и смешным сюжетом о странном человеке в мире непонятных ему вещей и явлений. О нелепом человеке, который как будто не приспособлен к этой линейной и рациональной реальности, который боится летать на самолёте и не может понять, как происходят самые простые привычные всем процессы и действия... И тут вдруг мы осознаем, что Вася не понимает, как можно существовать в этой обыденности и автоматизированном мире: «Родился, школа, институт, умер, родился, школа, институт, умер»... Примерно так звучит один из первых монодиалогов-откровений Васи, когда мы вдруг начинаем подозревать, что не так то он прост этот персонаж.

И вдруг голос Васи меняется, а выражение лица из наивного улыбающегося становится страшным...

Никита Греков, автор пьесы и актер, родился в 1986 году. в Новосибирске. В 2008 окончил Новосибирский государственный театральный институт, специальность «Актер драматического театра и кино». Затем началась его карьера как актёра, журналиста, писателя, музыканта. Сейчас он путешествует по разным городам, выступая с различными философско-экзистенциальными перформансами, вечерами и лекциями, в которых ставятся и обсуждаются фундаментальные вопросы о смысле человеческого существования, жизни и творчестве.

Справка RA:

Читать дальше

Вася оказывается сложным, герой, несущий в себе (и даже проявляющий собой) экзистенциальный кризис.

Наивный, как ребёнок, «простой гопник Вася» разговаривает с Буддой. И на такой диалог способен только поистине невинный человек, в этом его суть — простота, которая чиста в своей основе, такая вот даже святость.

Не спроста Васю в одной из рецензий называют «русский юродивый» — это образ архетипический, действительно свойственный русской культуре, даже если говорить о фольклоре, то мы найдём таких персонажей, как Иван-дурак, Емеля и тому подобное. В западноевропейской культуре архетип дурака соответствует архетипу Шута. Шут — нулевой аркан, символ абсолютной чистоты и простоты, святости в её первозданном проявлении полного непосредственного и необусловленного восприятия мира, открытости к нему, в состоянии «будьте как дети».

Фотография из архива Н. Грекова


И в этом открытом, необусловленном состоянии ребёнка Вася обращается к зрителю, приходит к нам, со странной широченной улыбкой на лице, с выражением какой-то неуместной детской радости. И начинает говорить о... смерти. В первом же своём монологе... Недоумение. Вопрос. «Был человек и умер?» — только что был, и вот теперь нет его — как это так?

Вася не принимает, не смиряется, здесь Вася бунтарь и еретик, жаждущий дойти до самого конца и узнать, что на самом деле происходит с душой и телом. С человеком.

И вот это-то и интересно в образе героя — его несоответствие самому себе, в теле взрослого человека живёт сознание ребенка, этакий исследователь, первооткрыватель для себя очевидных истин.

Поэтому нам, зрителям, образ Васи кажется странным, смешным, нелепым, а потом вдруг страшным.

А потом становится совсем несмешно, и Васе тоже.

И мы начинаем говорить про смерть... И думать вместе с персонажем, с ним погружаться во всю эту бесконечную череду вопросов и ответов, вопросов без ответов, вопросов, на которые каждый сам должен дать себе ответ.

И вдруг мы видим в Васе совсем другого человека, даже обнаруживаем в нем иное существо. Осознаем, что он нас ведёт такой простоватый, угловато несобранный, как будто немного нервный Вася, ведет за собой зрителя, своим голосом, голосом-магией, тем, как ведет себя на сцене, создавая немыслимые круговороты осознаний-мыслей, которые живут внутри героя, которые ведут его к чему-то... Мы ещё не знаем к чему... И за движением которых мы невольно начинаем следовать, погружаясь тотально. Мы вдруг понимаем , что все это про нас, что Вася он такой, как мы, а мы такие, как Вася, мы не отличаемся, ничем не лучше этого «простого гопника Васи», что может быть даже лучше он, чище и смелее всех нас вместе взятых, городских потомственных интеллектуалов и книжных зрителей...

В моноспектакле, конечно, затрагиваются многие социальные аспекты, через одного этого персонажа, поднимающего то, что мы все пытаемся избежать, о чем так часто не хочется думать...

Социальная тема представлена через противопоставление Васи и толпы, простого Васи и других людей более сложной и утонченный душевной организации, и в этом самая большая ирония пьесы, в этих обличительных, обличающих, обнажающих суть, противопоставлениях и контекстах.

«Простой гопник Вася» оказывается сложнейшим персонажем, уникальным, человеком, который через свое обыденное действие, через странные и как будто нелепые вопросы находит истину.

И тогда Вася превращается в шамана, Вася становится сталкером, проводником духовной истины, проводником правды, чистый совершенный инструмент, сам не знающий об этом, который инициирует зрителя в сказку, в экзистенциальную игру с Богом в то, как выйти из Самсары.

И вот Вася встречает Будду и говорит ему: «Слышь, Будда, есть че? И отвечает Будда — нет ниче...»

Фотография из архива Н. Грекова


И тут у Васи вместе со зрителем случается просветление. «Как это так — нет ниче...?»

Иными словами «накрыло» Васю.

И весь спектакль не просто обычная жизнь одного героя, история маленького человека, а житие, притча, откровение.

В итоге Вася вышел, вышел из Самсары...

Пьеса «Здесь был Вася» представляет собой моноспектакль в жанре стрит-арт, с элементами интерактивного действия, это перформанс, в котором главный герой ведет диалог с самим собой и миром, а главное, со зрителем. Спецификой моноспектакля и перформативного действия является именно то, что зритель невольно становится неотъемлемой частью сценического действия и пространства. Зритель становится и продолжением действия, выходя из своей привычной роли пассивного наблюдателя. Благодаря тонкому вниманию и вовлеченности, рождается живой импровизационный и глубокий диалог между героем и теми, к кому он обращается, рождается новое смысловое и художественное целое.

Справка RA:

Читать дальше

Также хочется сказать отдельно о телесности как принципе игры на сцене. Когда-то звучал такой термин, как «физический театр». Этот принцип физического театра действительно очень явен, потому что весь Вася насквозь пропитан проживанием своей телесности, проживанием себя, своего состояния, опыта чувств через тело. Что очень передаётся зрителю. И в этом большое мастерство и талант актёра.

Стрит-арт и эстетика урбанизма. Почему Стрит-арт для меня стало понятно, когда я увидела граффити Будды, яркое золото на чёрном фоне. Будда парящий в своём Ничего. Такое вот тоже метафорическое противопоставление. Городские каменные трущобы и вопрошающая, зовущая, взывающая в них душа.

Знакомая до боли картина каждому, хочется выбраться из этого нигде и ничего и найти источающую золотой свет прекрасную фигуру Будды.

И хочется обрести свет и покой... А ещё больше — себя в этом чёрной пустоте, мире без смыслов и ценностей, наделить его истинными отношениями и жить свою жизнь из настоящего нутра, глубинной сути, своей правды и смелости.

И хорошо, что есть такой шаман-Вася, который говорил с Буддой, потому что одна пробудившаяся звезда своим светом разбудит и другие...